4.3.2.1 Определение размеров платы за проезд по дорожным сооружениям может осуществляться различными методами, которые в соответствии с их целевой направленностью могут быть подразделены на три следующие группы:
- с ориентацией на затраты;
- с ориентацией на полезность дорожных услуг;
- с ориентацией на спрос дорожных услуг.
Подробное описание указанных методов приведено в Приложении Е.
4.3.2.2 Размер платы за проезд зависит в основном от двух факторов: величины тарифа и размера движения по платной дороге, которые, как правило, обратно пропорциональны друг другу. В связи с этим размеры платы за проезд по отдельным видам подвижного состава целесообразно определять на основе решения следующей оптимизационной задачи
, (39)
, , ,
где - величина среднесуточного дохода от взимания платы за проезд; - количество типов транспортных средств;
- тип транспортного средства (1, .., );
- тариф за проезд -го типа транспортного средства;
- среднесуточная интенсивность движения -го типа транспортных средств;
- экономия на снижении себестоимости пробега -го типа транспортных средств по платному дорожному объекту по сравнению с проездом по альтернативному бесплатному маршруту.
Расчет снижения себестоимости пробега автомобилей по платному дорожному объекту в общем случае рекомендуется осуществлять по следующей формуле
, (40)
где - себестоимость 1 часа эксплуатации -го вида подвижного состава, руб./ч;
- потери времени -го вида подвижного состава при проезде по существующему (альтернативному платному) дорожному сооружению, ч.
Потери времени каждого вида подвижного состава при проезде по существующему (альтернативному) дорожному сооружению определяются в зависимости от его вида и условий функционирования.
Поскольку скорость и расстояние движения транспортных средств по платному сооружению достаточно строго определены, основная сложность этого расчета заключается в правильном определении указанных параметров для существующих условий, которые в ряде случаев довольно сложно установить однозначно из-за отсутствия соответствующих правовых норм и методических указаний.
В связи с этим в таких ситуациях при выборе альтернативного маршрута движения транспортных средств рекомендуется исходить из следующих основных требований:
- альтернативное дорожное сооружение должно иметь нормальное техническое состояние и гарантированное эксплуатационное содержание в течение всего срока функционирования платного объекта;
- ввод в эксплуатацию платного дорожного объекта не должен сопровождаться ухудшением условий движения по рассматриваемому в качестве альтернативного существующему дорожному сооружению.
Расчет показателей себестоимости 1 ч эксплуатации автомобилей рекомендуется осуществлять в соответствии со следующим алгоритмом:
- производится группировка автотранспортных средств по типам, и для каждого выделенного типа подвижного состава устанавливается его наиболее характерный представитель по марке автомобиля;
- определяются условия движения всех видов транспортных средств по альтернативным маршрутам (новому платному сооружению и существующему);
- рассчитывается себестоимость пробега автомобилей рассматриваемых марок;