Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 10542-1-2015 Системы и устройства технические для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности. Устройства крепления кресел-колясок и системы удержания пользователей. Часть 1. Требования и методы испытания для всех систем

Введение


Многие пользователи кресел-колясок находятся в своих креслах-колясках во время транспортирования в транспортном средстве с мотором, и, следовательно, их кресло-коляска используется аналогично сиденью автомобиля. Это обычно означает, что система удержания пользователя, установленная изготовителем автомобиля, не может быть использована для обеспечения защиты при лобовом столкновении. Кроме того, креслу-коляске требуется крепление к автомобилю таким образом, чтобы оно не оказывало негативного воздействия на его пользователя и/или не представляло опасность для других пассажиров автомобиля при столкновениях или неожиданных маневрах автомобиля. Следовательно, обеспечение безопасности транспортирования пользователей, сидящих в кресле-коляске, требует использования оборудования, обеспечивающего эффективное крепление кресла-коляски и удержание пользователя.

Настоящий стандарт применим к конструкции, испытанию, монтажу и использованию устройств крепления кресла-коляски и систем удержания пользователя (ККСУП), используемых пользователями, сидящими в креслах-колясках, развернутых лицом вперед. Требования, относящиеся к транспортированию кресел-колясок, пригодных для пользователей, развернутых лицом вперед, сидящих во время транспортирования в транспортном средстве с мотором, установлены в ИСО 7176-19.

Основной целью настоящего стандарта является уменьшение риска серьезных ранений пользователей, сидящих в кресле-коляске, при лобовом столкновении, и ожидается, что будут разработаны дополнительные части ИСО 10542 для того, чтобы охватить различные условия и направления удара. Однако, можно ожидать, что соответствующее использование оборудования, которое соответствует настоящему стандарту, также уменьшит риск ранения при других типах столкновений, а также при опрокидывании автомобиля, аварийном маневрировании автомобиля и нормальных условиях эксплуатации.

Положения настоящего стандарта основаны на предпосылке, что изготовители ККСУП обычно не имеют возможности контролировать конечное использование своих изделий. Настоящий стандарт в связи с этим требует, чтобы ККСУП, предназначенные для общего использования во всех типах и размерах транспортных средств с моторами, были динамически испытаны на работоспособность, стойкую к ударным нагрузкам при номинально наихудшей скорости 48 км/ч и проходили испытание при лобовом столкновении салазок 20g, используя имитатор кресла-коляски (ИКК) массой 85 кг и антропоморфическое испытательное устройство (АИУ), имитирующее взрослого мужчину средних размеров, для динамического нагружения ККСУП.

Хотя силы, воздействующие на компоненты ККСУП, в небольшом проценте случаев при реальных лобовых столкновениях могут превышать силы, воздействующие при испытании при лобовом столкновении в номинально худшем случае по настоящему стандарту из-за ряда факторов, включая более высокую жесткость столкновения, угловые лобовые столкновения, большую массу кресла-коляски и большую массу пользователя, в настоящее время нет никаких доказательств нарушения каких-либо систем ККСУП или их компонентов при реальном лобовом столкновении. Таким образом, пока работоспособность ККСУП в случаях реального лобового столкновения требует тщательного и непрерывного отслеживания, на это время нет никаких оснований для увеличения массы имитатора кресла-коляски, а для испытания при лобовом столкновении или жесткости столкновения, используемых для испытания при лобовом столкновении ККСУП, предназначенных для общего использования по настоящему стандарту. Однако, в дополнение к испытанию при условиях, установленных в настоящем стандарте, изготовители ККСУП могут также испытывать свое оборудование, при более жестких условиях испытания, чем требуется по настоящему стандарту.

Настоящий стандарт требует, чтобы каждая ККСУП включала устройство удержания пользователя ременного типа, так как этот метод защиты пользователя, как было показано, является самым эффективным при лобовых столкновениях, опрокидывании автомобиля, и в большом проценте случаев боковых столкновений и может быть осуществлен непосредственно относительно сидящего пассажира транспортного средства, развернутого лицом вперед. Так как использование только системы удержания набедренным ремнем не обеспечивает такой же уровень безопасности и защиты при столкновении, как совместное использование системы удержания набедренным ремнем и системы удержания верхней части туловища, настоящий стандарт требует, и только для определения методов испытания, чтобы ККСУП включала, как систему удержания набедренным ремнем, так и систему удержания верхней части туловища.

В связи с этим, в то время как ИСО 7176-19 не требует испытания при лобовом столкновении кресел-колясок с прикрепленной к ним системой удержания набедренным ремнем, это позволяет для этого удержания условия, которые могут предложить выгоды пользователям кресла-коляски с точки зрения улучшения подгонки системы удержания ремнем к нижней части таза и уменьшения вмешательства в их персональное пространство для регулирования водителей или сопровождающих. В этой ситуации часть крепления ККСУП будет подвергнута более жестким условиям нагружения, чем с прикрепленными к транспортному средству набедренными ремнями, так как часть нагрузки удержания пользователя будет передаваться через кресло-коляску системе крепления/фиксации кресла-коляски. Таким образом, изготовители ККСУП могут также при желании проводить испытания при лобовом столкновении своих систем крепления/фиксации с набедренным ремнем удержания, прикрепленным к имитатору кресла-коляски.

Для доступных транспортных средств, предназначенных для использования как сидящими, так и стоящими пассажирами [(ДТС-СС)] (ATV-SS), для которых случаи лобового столкновения любой значимости являются редкими событиями, обычно достаточно предоставить оборудование и/или системы, которые обеспечивают эффективное удержание кресла-коляски и удержание пассажира в кресле-коляске в их системе сиденья в кресле-коляске. Такие системы могут быть оценены посредством использования моделируемых ускорений и замедлений транспортного средства без лобового столкновения, которые имеют значения менее 1g, которые возникают при аварийном маневрировании транспортного средства. Поэтому использование пространства для пассажиров кресел-колясок, развернутых лицом назад [НЛ] (RF-WPS), может обеспечить достаточно безопасный подход к транспортированию пассажиров, сидящих в кресле-коляске, способом, который является более приемлемым для оперативных потребностей системы транспортирования. По характеристикам RF-WPS в этом случае нужно обращаться к ИСО 10865-1.

Во время разработки настоящего стандарта система четырехточечного крепления ременного типа была самым эффективным и универсальным методом крепления широкого диапазона кресел-колясок, используемых пассажирами, путешествующими в общественных, школьных и частных транспортных средствах. По этой причине ИСО 7176-19 требует, чтобы кресла-коляски, предназначенные для использования аналогично сиденью в автомашинах, предусматривали крепления, использующие систему четырехточечного крепления ременного типа, обеспечивая, по крайней мере, четыре точки, предназначенные для крепления, с двумя точками впереди и с двумя точками сзади. Однако, кресла-коляски могут также крепиться в автомашинах, используя устройства крепления стыковочного типа, таким образом, что кресло-коляска автоматически закрепляется, когда пользователь кресла-коляски перемещает его/ее кресло-коляску в пространство, предназначенное для кресла-коляски. В настоящее время использование систем крепления этих типов, прежде всего, ограничено частными транспортными средствами, где компоненты стыковочного крепления, добавленные к креслу-коляске, подходят к устройству крепления в транспортном средстве. Приложение F предоставляет спецификации для универсальной геометрии стыковочного интерфейса (UDIG), который, когда вмонтирован в компоненты крепления кресла-коляски или изготовителем кресла-коляски, или монтажником после продажи кресла-коляски, позволяет пользователям кресла-коляски увеличивать независимость и уменьшать время, требуемое пассажирам кресла-коляски для загрузки и разгрузки в общественных средах транспортного средства.

Настоящий стандарт устанавливает дополнительные требования для ККСУП, которые предназначены для использования с определенными типами и моделями кресел-колясок. Устройства удержания пользователей ременного типа могут быть присоединены к креслу-коляске таким образом, что нагрузка от устройства удержания пользователя будет передаваться через кресло-коляску. В этом случае характеристики как ККСУП, так и кресла-коляски оценивают как общую систему.