ГОСТ Р 56831-2015
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Услуги по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании
Social services of the population. Services to prevent difficult life situation
ОКС 03.080.30
Дата введения 2017-01-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2015 г. N 2164-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг"
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, направленные на профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании.
Настоящий стандарт устанавливает основные виды, состав и объем этих услуг.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52143 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ Р 52885 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье
ГОСТ Р 52888 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям
ГОСТ Р 53058 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста
ГОСТ Р 53059 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 социальная услуга: Действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
3.2 получатель социальных услуг: Гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальные услуги.
3.3 поставщик социальных услуг: Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
3.4 профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании: Система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижению их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
3.5 нуждаемость граждан в социальном обслуживании: Наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить жизнедеятельность гражданина и являются основанием для признания его нуждающимся в социальном обслуживании.
3.6 индивидуальная программа получателя социальных услуг: Документ, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков услуг, сведения о выполнении индивидуальной программы, а также мероприятия по социальному сопровождению.
3.7 социальное сопровождение гражданина: Содействие в предоставлении (при необходимости) гражданам медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, осуществляемое путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь.
В сферу социального обслуживания введены новые понятия: нуждаемость граждан в социальном обслуживании и профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании [1].
Определение этих понятий и реализация заложенных в них требований накладывают на службы социального обслуживания дополнительные обязанности, направленные в первую очередь на упреждающее выявление нуждаемости граждан в социальном обслуживании, чтобы избежать необходимости предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания в максимальных объемах, предусмотренных [2].
4.1 Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, должна быть направлена на улучшение качества жизни граждан, их социальной безопасности и экономической устойчивости в жизни. Она представляет собой систему мер, направленных на выявление, предотвращение и устранение причин, могущих привести к ухудшению условий жизнедеятельности граждан, снижению их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
4.2 Социальные услуги, установленные в настоящем стандарте, направлены на решение вопросов предотвращения и устранения этих причин и являются составной частью системы мер по профилактике складывающихся неблагоприятных обстоятельств. Социальные услуги являются одним из этапов профилактики нуждаемости граждан в социальном обслуживании и предоставляются в рамках региональных программ социального обслуживания, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 29 [1] на основании и по результатам выполнения следующих этапов:
- обследования условий жизнедеятельности граждан, определение причин, влияющих на ухудшение этих условий;
- анализа данных государственной статистической отчетности, проведения выборочных социологических опросов.