Статус документа
Статус документа

     ГОСТ Р 56831-2015

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

     

Услуги по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании

     

Social services of the population. Services to prevent difficult life situation



ОКС 03.080.30

Дата введения 2017-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 "Социальное обслуживание населения"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2015 г. N 2164-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ     

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)     

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, направленные на профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании.

Настоящий стандарт устанавливает основные виды, состав и объем этих услуг.

     2 Нормативные ссылки      

 

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52143 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг

ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения

ГОСТ Р 52885 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье

ГОСТ Р 52888 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям

ГОСТ Р 53058 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста

ГОСТ Р 53059 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.          

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 социальная услуга: Действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

3.2 получатель социальных услуг: Гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальные услуги.

3.3 поставщик социальных услуг: Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

3.4 профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании: Система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижению их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

3.5 нуждаемость граждан в социальном обслуживании: Наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить жизнедеятельность гражданина и являются основанием для признания его нуждающимся в социальном обслуживании.

3.6 индивидуальная программа получателя социальных услуг: Документ, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков услуг, сведения о выполнении индивидуальной программы, а также мероприятия по социальному сопровождению.

3.7 социальное сопровождение гражданина: Содействие в предоставлении (при необходимости) гражданам медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, осуществляемое путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь.

     4 Общие положения


В сферу социального обслуживания введены новые понятия: нуждаемость граждан в социальном обслуживании и профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании [1].

Определение этих понятий и реализация заложенных в них требований накладывают на службы социального обслуживания дополнительные обязанности, направленные в первую очередь на упреждающее выявление нуждаемости граждан в социальном обслуживании, чтобы избежать необходимости предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания в максимальных объемах, предусмотренных [2].

4.1 Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, должна быть направлена на улучшение качества жизни граждан, их социальной безопасности и экономической устойчивости в жизни. Она представляет собой систему мер, направленных на выявление, предотвращение и устранение причин, могущих привести к ухудшению условий жизнедеятельности граждан, снижению их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

4.2 Социальные услуги, установленные в настоящем стандарте, направлены на решение вопросов предотвращения и устранения этих причин и являются составной частью системы мер по профилактике складывающихся неблагоприятных обстоятельств. Социальные услуги являются одним из этапов профилактики нуждаемости граждан в социальном обслуживании и предоставляются в рамках региональных программ социального обслуживания, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 29 [1] на основании и по результатам выполнения следующих этапов:

- обследования условий жизнедеятельности граждан, определение причин, влияющих на ухудшение этих условий;

- анализа данных государственной статистической отчетности, проведения выборочных социологических опросов.

Предоставление социальных услуг, а также выполнение вышеуказанных этапов профилактики, предусматривающих обследование условий жизнедеятельности граждан и их социологический опрос, должно осуществляться в соответствии с принципами, изложенными в статье 4 [1], предусматривающими добровольность и конфиденциальность социального обслуживания.

Услуги по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании, предоставляются гражданам без навязывания ненужных услуг (как правило платных).

При определении основных видов, состава и объема этих услуг следует учитывать опыт работы учреждений социального обслуживания в подобных случаях и изложенных в ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52885, ГОСТ Р 52888, ГОСТ Р 53058, ГОСТ Р 53059.

4.3 Настоящий стандарт устанавливает следующие социальные услуги, направленные на профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании и способствующих предотвращению и устранению причин ухудшения условий жизнедеятельности граждан:

- социально-бытовые, направленные на улучшение условий жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

- социально-медицинские, направленные на улучшение наметившегося ухудшения здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления возникших отклонений в состоянии их здоровья;

- социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

- социально-педагогические, направленные на профилактику возникших отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

- социально-трудовые, направленные на содействие в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

- социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

- срочные социальные услуги.

4.4 Социальные услуги по предотвращению и (или) устранению обстоятельств, обусловливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании, установлены в настоящем стандарте в соответствии с положениями [1] и в соответствии с ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52885, ГОСТ Р 52888, ГОСТ Р 53058, ГОСТ Р 53059.

     5 Основные виды, состав и объем профилактических социальных услуг


Профилактические социальные услуги предоставляются гражданам поставщиками социальных услуг в видах, составе и объеме из числа установленных уставом, положением, другими учредительными документами поставщика социальных услуг.

5.1 Социально-бытовые услуги

Социально-бытовые услуги могут включать:

- содействие в осуществлении мер социальной поддержки гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- содействие в решении вопросов самообеспечения, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов и других вопросов улучшения своего материального положения и уровня состоятельности;

- привлечение средств для оказания помощи малообеспеченным семьям;

- содействие в улучшении жилищных и бытовых условий в первую очередь многодетным семьям, молодым семьям и семьям с несовершеннолетними родителями;

- оказание социально-бытовых услуг на дому семьям, имеющим в своем составе нетрудоспособных или длительно болеющих членов (помощь в уходе за детьми, нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими);

- социально-бытовые услуги семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов и детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, воспитываемых дома (содействие родителям в налаживании быта детей с учетом их физического и психического состояния, сопровождение детей вне дома и т.д.);

- содействие в предоставлении услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;

- содействие в обеспечении семей (граждан) топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, доставка воды;

- социальный патронаж граждан (семей);

- содействие (при необходимости) гражданам в предоставлении социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

5.2 Социально-медицинские услуги

Социально-медицинские услуги могут включать:

- оказание помощи в получении предусмотренных законодательством Российской Федерации социально-медицинских услуг;

- социально-медицинский патронаж получателей социальных услуг;

- содействие в направлении в специализированные лечебные учреждения здравоохранения лиц, нуждающихся в лечении в таких учреждениях;

- санитарно-просветительскую работу с гражданами (семьями);

- содействие в проведении мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний;

- оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий;

- консультирование по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, современные безопасные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек, психосексуальное развитие детей);

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs