В экономике Российской Федерации ежегодно используется около 62,5 км воды. Свыше 90% общего объёма использования водных ресурсов приходится на тепловую и атомную энергетику (37%), агропромышленный комплекс (24%), а также жилищно-коммунальное хозяйство (18%), добывающую и обрабатывающую промышленность (12%).
Водоёмкость валового внутреннего продукта Российской Федерации составляет около 2,4 м/тыс. руб., что значительно превышает аналогичные показатели стран - лидеров в области ресурсосбережения.
В водные объекты Российской Федерации в год сбрасывается до 52 км сточных вод, из которых 19,2 км подлежат очистке. Свыше 72% сточных вод, подлежащих очистке (13,8 км), сбрасываются в водные объекты недостаточно очищенными, 17% (3,4 км) - загрязнёнными без очистки и только 11% (2 км) - очищенными до установленных нормативов.
_______________
Здесь и далее следует учитывать, что в состав недостаточно очищенных сточных вод включены сточные воды, подвергшиеся очистке с применением высокоэффективных методов очистки, но при этом не достигающие норм, установленных на основании ПДК, что объясняет причины возникновения в статистических показателях таких значительных объёмов сточных вод, не соответствующих нормативам.
Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Российской Федерации ежегодно поступает около 11 млн т. загрязняющих веществ. На долю промышленности приходится 25% общего объёма сброса загрязнённых сточных вод.
В каждом гидрографическом районе преобладают предприятия разных видов промышленности, имеющих значительное водопотребление и, соответственно, значительные расходы сбрасываемых сточных вод. К таким предприятиям относятся прежде всего нефтеперерабатывающие, металлургические, целлюлозно-бумажные, химические, металлообрабатывающие, машиностроительные, рудодобывающие, пищевые предприятия, а также предприятия лёгкой промышленности, энергетики, сельского хозяйства.
К основным загрязняющим веществам, содержащимся в большинстве промышленных сточных вод, относятся взвешенные вещества, масла и нефтепродукты, ионы тяжёлых металлов, а также органические загрязнения, характеризующиеся показателем БПК, и химические загрязнения, характеризующиеся показателем ХПК. Указанные вещества не следует рассматривать как маркерные, поскольку для каждой отрасли промышленности специфичны различные загрязняющие вещества, определённые в качестве маркерных в соответствующих отраслевых справочниках.
На многих предприятиях очистные сооружения пришли в негодность из-за значительного срока эксплуатации; имеются предприятия, на которых промышленная канализация принимает хозяйственно-бытовые и фекальные стоки; существуют предприятия, на которых отсутствует локальная очистка с повторным использованием очищенной воды и утилизацией выделенных полезных компонентов. Отсутствие локальной очистки с объединением сточных вод, имеющих разные загрязнения, часто делает невозможной или затруднительной очистку общего потока сточных вод перед его сбросом в городской коллектор или водоём.
На многих предприятиях (например, целлюлозно-бумажных, металлургических, нефтеперерабатывающих, химических, горнодобывающих) отсутствуют сооружения по обработке осадков, выделенных на очистных сооружениях, с последующей их утилизацией. При этом отходы направляются в шламонакопители, которые занимают большие площади и имеют открытую поверхность, что приводит к значительному негативному воздействию на окружающую среду.
Кроме того, значительное воздействие на водные объекты оказывают рассредоточенный (диффузный) сток с сельскохозяйственных и селитебных территорий, также занятых отвалами, шламонакопителями и свалками с отходами промышленного производства, и трансграничные загрязнения.
Сложившийся уровень антропогенного загрязнения является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озёрных систем, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих веществ, в том числе токсичных, и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов.
На рисунке 1 показана интегральная схема Российской Федерации с отображением доли загрязнённых сточных вод в общем объёме водоотведения в поверхностные водные объекты для каждого субъекта, ранжированные по категориям, за 2013 г.
Рисунок 1 - Доля загрязнённых сточных вод в общем объёме водоотведения в поверхностные водные объекты в 2013 г.
Одним из существенных факторов, определяющих величину негативного воздействия на водные объекты, является необеспечение достаточного уровня очистки всего объёма образующихся сточных вод, что показано в таблице 1.
Таблица 1 - Водоотведение по видам ОКВЭД (данные Росводресурсов)
Объем сточных вод, млн м/год | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Общий объем сточных вод, в том числе: | 49191,3 | 48095,44 | 45525,71 | 42895,53 |
- в земледелии, лесоводстве и рыболовстве (р.А+В ОКВЭД) | 5078,09 | 4623,03 | 3986,43 | 3620,39 |
- в обрабатывающих производствах (р.D ОКВЭД) | 4342,37 | 4220,59 | 4068,2 | 3729,5 |
- в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (р.Е ОКВЭД) | 35713,9 | 35333,19 | 33503,19 | 31516,56 |
- в остальных видах экономической деятельности (р.C+F...Q ОКВЭД) | 4056,94 | 3918,63 | 3967,89 | 4029,08 |
Общий объем загрязнённых (без очистки и недостаточно очищенных) сточных вод, в том числе: | 16515,83 | 15966,07 | 15678,34 | 15189,24 |
- в земледелии, лесоводстве и рыбоводстве (р.А+В ОКВЭД) | 932,05 | 947,25 | 899,16 | 872,93 |
- в обрабатывающих производствах (р.D ОКВЭД) | 3055,88 | 3077,73 | 2881,83 | 2710,45 |
- в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (р.Е ОКВЭД) | 9204,81 | 8778,98 | 8730,9 | 8407,75 |
- в остальных видах экономической деятельности (р.C+F...Q ОКВЭД) | 3323,09 | 3162,11 | 3166,45 | 3198,1 |
Объем загрязнённых сточных вод, сброшенных без очистки, в том числе: | 3416,61 | 3298,39 | 3084,9 | 2962,96 |
- в земледелии, лесоводстве и рыбоводстве (р.А+В ОКВЭД) | 887,41 | 910,31 | 867 | 836,92 |
- в обрабатывающих производствах (р.D ОКВЭД) | 554,31 | 578,3 | 456,38 | 425,81 |
- в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (р.Е ОКВЭД) | 1270,14 | 1170,15 | 1151,31 | 1098,36 |
- в остальных видах экономической деятельности (р.C+F...Q ОКВЭД) | 704,75 | 639,63 | 610,21 | 601,87 |
Доля загрязнённых сточных вод, сброшенных без очистки в общем объёме стоков (%), из неё в: | 6,95 | 6,86 | 6,78 | 6,91 |
- в земледелии, лесоводстве и рыбоводстве (р.А+В ОКВЭД) | 17,48 | 19,69 | 21,75 | 23,12 |
- в обрабатывающих производствах (р.D ОКВЭД) | 12,77 | 13,7 | 11,22 | 11,42 |
- в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (р.Е ОКВЭД) | 3,56 | 3,31 | 3,44 | 3,49 |
- в остальных видах экономической деятельности (р.C+F...Q ОКВЭД) | 17,37 | 16,32 | 15,38 | 14,94 |
Сброшено нормативно-очищенной на сооружениях очистки воды в том числе: | 1877,74 | 1839,87 | 1709,87 | 1709,14 |
- в земледелии, лесоводстве и рыбоводстве (р.А+В ОКВЭД) | 19,68 | 20,95 | 29,91 | 28,9 |
- в обрабатывающих производствах (р.D ОКВЭД) | 305,55 | 332,63 | 276,44 | 209,38 |
- в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (р.Е ОКВЭД) | 1258,72 | 1154,22 | 1055,68 | 1081,26 |
- в остальных видах экономической деятельности (р.C+F...Q ОКВЭД) | 293,79 | 332,07 | 347,84 | 389,6 |
Доля нормативно-очищенной на сооружениях очистки воды в общем объёме стоков (%), из неё в: | 3,82 | 3,83 | 3,76 | 3,98 |
- в земледелии, лесоводстве и рыбоводстве (р.А+В ОКВЭД) | 0,39 | 0,45 | 0,75 | 0,8 |
- в обрабатывающих производствах (р.D ОКВЭД) | 7,04 | 7,88 | 6,8 | 5,61 |
- в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (р.Е ОКВЭД) | 3,52 | 3,27 | 3,15 | 3,43 |
- в остальных видах экономической деятельности (р.C+F...Q ОКВЭД) | 7,24 | 8,47 | 8,77 | 9,67 |
Общий объем водоотведения (сбросов сточных вод) в поверхностные водоёмы составил в 2011 г. 48095,56 млн м. Доля нормативно очищенных сточных вод составила 1840 млн м, загрязнённых сточных вод - 15966,17 млн м.
Сброс неочищенных или недостаточно очищенных производственных сточных вод является основной причиной возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, вызванных периодическим накоплением в одной среде большого набора загрязняющих веществ.
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства Российской Федерации, регламентируется путём установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, которые определяются нормами статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В развитие положений указанных документов были разработаны методические документы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
С 1 января 2014 г. полностью вступил в силу Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", который обязывает предприятия обеспечивать очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения с использованием локальных очистных сооружений. В рамках закона ответственность промышленных компаний чётко установлена, и, таким образом, обеспечен основной принцип природоохранного законодательства "загрязнитель платит".
За сбросы сточных вод в канализационные сети предприятия должны платить как за сброс напрямую в водный объект. Законом предусмотрено, что предприятия, сбрасывающие в централизованные системы водоотведения не менее 200 м сточных вод в сутки, должны утвердить в Росприроднадзоре нормативы содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в системы водоотведения, и планы строительства локальных очистных сооружений. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации разработаны дополнения к Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, позволяющие рассчитать такие нормативы. Хотя количество предприятий, сбрасывающих более 200 м сточных вод в сутки, невелико (в Москве и Санкт-Петербурге - около 100, в других крупных городах - 20-30, в небольших городах такие предприятия отсутствуют), они вносят существенный вклад в загрязнение водных объектов.
В то же время, несмотря на развитую нормативную базу в области водоотведения, адекватного повышения эффективности рационального использования водных ресурсов не происходит вследствие: