Статус документа
Статус документа

ИТС 4-2015 Производство керамических изделий

     1.4 Обзор отрасли: огнеупорные изделия


В настоящее время огнеупорная промышленность России представлена 12 огнеупорными предприятиями и огнеупорными производствами на металлургических комбинатах ОАО "ММК" и ОАО "ЧМК". Ситуацию на российском рынке огнеупорных изделий в целом определяют специализированные огнеупорные заводы, производя 70%-75% огнеупорных изделий и материалов в стране. В настоящее время в Российской Федерации можно условно выделить производителей огнеупорной продукции трех уровней по сложности и предлагаемым возможностям. К первой ("легкой") группе можно отнести организации, ориентированные на производство одного, как правило менее трудоемкого и в то же время значительно востребованного, продукта. Это могут быть разнообразные неформованные огнеупоры, получаемые параллельно основному производству (корундовые массы МКМ-90, выпускаемые на ОАО "РУСАЛ Бокситогорский глинозем"), или же специально разработанная технология под один вид продукции, которую и продают сами разработчики (теплоплиты "РТПК", доменные массы "Теплострой" и т.п.) Как правило, одна фирма предлагает один продукт для всех потребителей; в России таких организаций насчитывается более 50.

Ко второй ("средней") группе относятся производители, для которых характерен комплексный подход к выпуску огнеупорной продукции. Если это шамотные или какой-то другой вид изделий, то выпускается весь возможный ассортимент, включая формованные и неформованные огнеупоры (ООО "Морган Термал Керамикс Сухой Лог", РХИ "Подольскогнеупор", ОАО "Щербинский завод электроплавленых огнеупоров", Богдановичское ОАО "Огнеупоры"); если производство ориентировано на нужды собственного комбината, то выпускаются наиболее дорогостоящие огнеупоры (ЗАО "Огнеупор" (дочернее общество ОАО "ММК"), "Мечел-материалы" (ОАО "ЧМК"). Здесь наблюдается отход от огнеупоров "общего применения" к специализированной огнеупорной продукции.

К третьей группе ("комплексной поставки") можно отнести как отечественных производителей (ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров", ООО "Группа "Магнезит", ОАО "Первоуральский динасовый завод" и др.) и предприятия стран СНГ (ОАО "Запорожогнеупор", ООО "ГИР-Интернешнл" и др.), так и западных производителей (Calderys, Cookson, LWB Refractories, Minteq, Morgan Crucible, RHI, Saint-Gobain, Vesuvius и др.). Предприятия этой группы ориентируются на комплексный подход к потребителю, а также на то, что заказчик способен комплектовать крупные заказы у себя в течение 3-8, а иногда и более, месяцев (коксовые батареи, конвертеры, воздухонагреватели доменных печей, футеровки доменных печей и т.п.) [19].

Кризис металлургического рынка 2008 года серьезно отразился на огнеупорной отрасли. В настоящее время причинами спада являются конкуренция среди производителей, обладающих избыточными (для металлургии) мощностями, поставка импортных огнеупорных изделий и материалов в Россию (зачастую по демпинговым ценам), снижение объемов потребности в огнеупорных изделиях и материалах металлургическими предприятиями в связи с повышением качества изделий. Сказываются на производстве огнеупоров и новые проблемы российской металлургии, прежде всего меры ряда стран по ограничению российского экспорта металлов. Немалую отрицательную роль для отрасли играет и опережающий рост тарифов российских естественных монополий на энергоресурсы и перевозки. В настоящее время огнеупоры все чаще изготавливают на заказ с учетом специфики применения.

Медленное развитие при исчерпывающих мощностях на российском рынке производства огнеупоров не дают предприятиям возможность выйти на внешний рынок. Для того чтобы конкурировать на внешнем рынке с общемировыми предприятиями, нашим производителям необходимо создавать продукты, которые бы соответствовали высоким стандартам качества. Для этого необходимо не только обновлять существующие производственные линейки, но и внедрять новые технологии, которые позволили бы обеспечить выпуск новых видов огнеупорной продукции. В этом контексте следует упомянуть рециклинг огнеупорных материалов, обжиг в контролируемой среде (при производстве, например, карбидкремниевых огнеупоров на нитридной связке), низкотемпературную (320°С-450°С) термообработку изделий из огнеупорных бетонов и наиболее перспективное направление - наращивание объемов выпуска безобжиговых огнеупорных изделий и неформованных огнеупоров. В зарубежных странах доля выпуска неформованных огнеупоров достигает 50%-60% от всего производства и применения огнеупорных материалов, в России этот показатель к 2015 году составил 25%-30%.

Изменение конъюнктуры рынков продукции отраслей-потребителей сказывается на объемах производства и поставок огнеупоров. Снижение объемов производства в этих отраслях влечет за собой снижение объемов потребления огнеупорных материалов. Распределение рынков определяется размещением потребляющих отраслей. Кроме того, на распределение рынков влияет уровень модернизации производственных процессов в этих отраслях. В черной металлургии все еще имеются значительные колебания объемов потребления огнеупоров в зависимости от региона, максимальная величина удельного потребления для российского рынка достигает почти 25 кг/т стали [20]. В то же время существуют производства с удельным потреблением огнеупоров порядка 9 кг/т стали, средняя величина удельного потребления по стране к 2015 году составляет 11-13 кг/т стали.

Распределение предприятий по производству огнеупоров по федеральным округам и областям по состоянию на 2008 год приведено в таблице 1.1. Как следует из представленных данных, 70% всей огнеупорной промышленности России сосредоточено в Уральском федеральном округе.


Таблица 1.1 - Производство огнеупоров в России по федеральным округам и областям по [21]

Федеральный округ

Область

Доля выпуска, %

Уральский

Челябинская

36,4


Свердловская

33,6

Центральный

Воронежская

8,9


Тульская

3,0


Московская

1,8

Северо-Западный

Новгородская

12,1

Приволжский

Оренбургская

2,4

Сибирский

Кемеровская

1,2


Новосибирская

0,3

Дальневосточный

Хабаровский край

0,3


Следует отметить тенденцию к передислокации производственных мощностей из стран Евросоюза, Японии, Южной Кореи и США в страны с более низкими затратами на производство. Крупные холдинговые структуры (например, RHI), потеряв рынок СНГ при поставке огнеупорных изделий из Европы, начали активно продвигать аналогичные продукты, производимые в КНР. На рынке СНГ появились или высказывают намерения в создании производств ведущие европейские и азиатские корпорации [22].

Крупнейшими производителями огнеупоров являются компании RHI, Cookson, Saint-Gobain, LWB Refractories, Minteq, MorganCrucible, Vesuvius. Они представляют собой консолидированные корпорации, располагающие рядом производственных мощностей в разных европейских странах [23].

В последние годы также наблюдается тенденция слияний различных производителей огнеупорной продукции с образованием крупных корпораций с весомой долей на рынке (данные приведены по состоянию на 2013 год, см. таблицу 1.2).


Таблица 1.2 - Основные огнеупорные предприятия, действующие на российском рынке по [24]

Наименование организации

Страна

ООО "Группа "Магнезит"

Россия

ОАО "Огнеупоры" (г.Богданович)

Россия

ОАО "Первоуральский динасовый завод"

Россия

ОАО "БКО"

Россия

ОАО "Семилукский огнеупорный завод"

Россия

ОАО "Сухоложский огнеупорный завод"

Россия

ООО "ГИР-Интернешнл"

Украина

ОАО "Запорожогнеупор"

Украина

ОАО "Часовоярский огнеупорный комбинат"

Украина

Mayerton Group

Великобритания

RHI Refractories

Австрия

VesuviusPremir

США

Calderys

Германия

Magnesita Refratarios SA

Бразилия

Krosaki Harima

Япония


Ведущие производители огнеупоров уделяют серьезное внимание техническому переоснащению, выводят из пользования физически и морально устаревшее оборудование. Приоритет здесь принадлежит ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров", ООО "Группа "Магнезит", АО "Динур", которые оснащаются современным дробильным и помольным оборудованием, смесителями "Erich", прессами "Zaies", "Sacmi" усилием до 2500 т, гидростатическими прессами. В ООО "Группа "Магнезит" производство новой продукции составляет четверть общего объема производства. Но темпы развития отрасли еще не достаточно велики, что приводит к потере рыночных позиций российскими предприятиями.

Крупнейшим российским производителем и поставщиком огнеупоров на отечественный рынок является ООО "Группа "Магнезит". Предприятие производит порядка 40% всех огнеупоров в России. Его доля в физическом объеме продаж на внутреннем рынке, хотя и несколько ниже, чем в объеме производства (поскольку предприятие часть продукции поставляет на экспорт), составляет около 17%. Удельный вес второго по значению поставщика огнеупоров на российский рынок - Боровичского комбината - составляет 14,3%. Крупными поставщиками товарных огнеупоров на внутренний рынок являются: Богдановичское ОАО "Огнеупоры", "Динур", "Подольскогнеупор", Семилукский огнеупорный завод. Производство огнеупорных изделий по годам за период 2008-2014 годов отражено на рисунке 1.4 по [25].

     
Рисунок 1.4 - Производство огнеупорных изделий в Российской Федерации за 2008-2014 годы (по данным ассоциации производителей огнеупоров "Огнеупорпром")

          

Как черная, так и цветная металлургия являются стратегическими отраслями - потребителями огнеупорной продукции, где намечена положительная динамика развития. По темпам роста более перспективной оказывается промышленность производства строительных материалов, в частности: керамики, цемента и стекла.

Результаты анализа потребления огнеупоров в наиболее перспективных отраслях промышленности и доли различных огнеупоров в каждой области представлены на рисунке 1.5. В 2011 году мировой рынок магнезиальных огнеупоров оценивался в 4,6 млн т, где наибольшая доля потребления магнезиальных огнеупоров приходилась на производство стали и цемента.

    
Рисунок 1.5 - Развитие основных отраслей - потребителей огнеупоров в Российской Федерации