В настоящее время огнеупорная промышленность России представлена 12 огнеупорными предприятиями и огнеупорными производствами на металлургических комбинатах ОАО "ММК" и ОАО "ЧМК". Ситуацию на российском рынке огнеупорных изделий в целом определяют специализированные огнеупорные заводы, производя 70%-75% огнеупорных изделий и материалов в стране. В настоящее время в Российской Федерации можно условно выделить производителей огнеупорной продукции трех уровней по сложности и предлагаемым возможностям. К первой ("легкой") группе можно отнести организации, ориентированные на производство одного, как правило менее трудоемкого и в то же время значительно востребованного, продукта. Это могут быть разнообразные неформованные огнеупоры, получаемые параллельно основному производству (корундовые массы МКМ-90, выпускаемые на ОАО "РУСАЛ Бокситогорский глинозем"), или же специально разработанная технология под один вид продукции, которую и продают сами разработчики (теплоплиты "РТПК", доменные массы "Теплострой" и т.п.) Как правило, одна фирма предлагает один продукт для всех потребителей; в России таких организаций насчитывается более 50.
Ко второй ("средней") группе относятся производители, для которых характерен комплексный подход к выпуску огнеупорной продукции. Если это шамотные или какой-то другой вид изделий, то выпускается весь возможный ассортимент, включая формованные и неформованные огнеупоры (ООО "Морган Термал Керамикс Сухой Лог", РХИ "Подольскогнеупор", ОАО "Щербинский завод электроплавленых огнеупоров", Богдановичское ОАО "Огнеупоры"); если производство ориентировано на нужды собственного комбината, то выпускаются наиболее дорогостоящие огнеупоры (ЗАО "Огнеупор" (дочернее общество ОАО "ММК"), "Мечел-материалы" (ОАО "ЧМК"). Здесь наблюдается отход от огнеупоров "общего применения" к специализированной огнеупорной продукции.
К третьей группе ("комплексной поставки") можно отнести как отечественных производителей (ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров", ООО "Группа "Магнезит", ОАО "Первоуральский динасовый завод" и др.) и предприятия стран СНГ (ОАО "Запорожогнеупор", ООО "ГИР-Интернешнл" и др.), так и западных производителей (Calderys, Cookson, LWB Refractories, Minteq, Morgan Crucible, RHI, Saint-Gobain, Vesuvius и др.). Предприятия этой группы ориентируются на комплексный подход к потребителю, а также на то, что заказчик способен комплектовать крупные заказы у себя в течение 3-8, а иногда и более, месяцев (коксовые батареи, конвертеры, воздухонагреватели доменных печей, футеровки доменных печей и т.п.) [19].
Кризис металлургического рынка 2008 года серьезно отразился на огнеупорной отрасли. В настоящее время причинами спада являются конкуренция среди производителей, обладающих избыточными (для металлургии) мощностями, поставка импортных огнеупорных изделий и материалов в Россию (зачастую по демпинговым ценам), снижение объемов потребности в огнеупорных изделиях и материалах металлургическими предприятиями в связи с повышением качества изделий. Сказываются на производстве огнеупоров и новые проблемы российской металлургии, прежде всего меры ряда стран по ограничению российского экспорта металлов. Немалую отрицательную роль для отрасли играет и опережающий рост тарифов российских естественных монополий на энергоресурсы и перевозки. В настоящее время огнеупоры все чаще изготавливают на заказ с учетом специфики применения.
Медленное развитие при исчерпывающих мощностях на российском рынке производства огнеупоров не дают предприятиям возможность выйти на внешний рынок. Для того чтобы конкурировать на внешнем рынке с общемировыми предприятиями, нашим производителям необходимо создавать продукты, которые бы соответствовали высоким стандартам качества. Для этого необходимо не только обновлять существующие производственные линейки, но и внедрять новые технологии, которые позволили бы обеспечить выпуск новых видов огнеупорной продукции. В этом контексте следует упомянуть рециклинг огнеупорных материалов, обжиг в контролируемой среде (при производстве, например, карбидкремниевых огнеупоров на нитридной связке), низкотемпературную (320°С-450°С) термообработку изделий из огнеупорных бетонов и наиболее перспективное направление - наращивание объемов выпуска безобжиговых огнеупорных изделий и неформованных огнеупоров. В зарубежных странах доля выпуска неформованных огнеупоров достигает 50%-60% от всего производства и применения огнеупорных материалов, в России этот показатель к 2015 году составил 25%-30%.
Изменение конъюнктуры рынков продукции отраслей-потребителей сказывается на объемах производства и поставок огнеупоров. Снижение объемов производства в этих отраслях влечет за собой снижение объемов потребления огнеупорных материалов. Распределение рынков определяется размещением потребляющих отраслей. Кроме того, на распределение рынков влияет уровень модернизации производственных процессов в этих отраслях. В черной металлургии все еще имеются значительные колебания объемов потребления огнеупоров в зависимости от региона, максимальная величина удельного потребления для российского рынка достигает почти 25 кг/т стали [20]. В то же время существуют производства с удельным потреблением огнеупоров порядка 9 кг/т стали, средняя величина удельного потребления по стране к 2015 году составляет 11-13 кг/т стали.
Распределение предприятий по производству огнеупоров по федеральным округам и областям по состоянию на 2008 год приведено в таблице 1.1. Как следует из представленных данных, 70% всей огнеупорной промышленности России сосредоточено в Уральском федеральном округе.
Таблица 1.1 - Производство огнеупоров в России по федеральным округам и областям по [21]
Федеральный округ | Область | Доля выпуска, % |
Уральский | Челябинская | 36,4 |
Свердловская | 33,6 | |
Центральный | Воронежская | 8,9 |
Тульская | 3,0 | |
Московская | 1,8 | |
Северо-Западный | Новгородская | 12,1 |
Приволжский | Оренбургская | 2,4 |
Сибирский | Кемеровская | 1,2 |
Новосибирская | 0,3 | |
Дальневосточный | Хабаровский край | 0,3 |
Следует отметить тенденцию к передислокации производственных мощностей из стран Евросоюза, Японии, Южной Кореи и США в страны с более низкими затратами на производство. Крупные холдинговые структуры (например, RHI), потеряв рынок СНГ при поставке огнеупорных изделий из Европы, начали активно продвигать аналогичные продукты, производимые в КНР. На рынке СНГ появились или высказывают намерения в создании производств ведущие европейские и азиатские корпорации [22].
Крупнейшими производителями огнеупоров являются компании RHI, Cookson, Saint-Gobain, LWB Refractories, Minteq, MorganCrucible, Vesuvius. Они представляют собой консолидированные корпорации, располагающие рядом производственных мощностей в разных европейских странах [23].
В последние годы также наблюдается тенденция слияний различных производителей огнеупорной продукции с образованием крупных корпораций с весомой долей на рынке (данные приведены по состоянию на 2013 год, см. таблицу 1.2).
Таблица 1.2 - Основные огнеупорные предприятия, действующие на российском рынке по [24]
Наименование организации | Страна |
ООО "Группа "Магнезит" | Россия |
ОАО "Огнеупоры" (г.Богданович) | Россия |
ОАО "Первоуральский динасовый завод" | Россия |
ОАО "БКО" | Россия |
ОАО "Семилукский огнеупорный завод" | Россия |
ОАО "Сухоложский огнеупорный завод" | Россия |
ООО "ГИР-Интернешнл" | Украина |
ОАО "Запорожогнеупор" | Украина |
ОАО "Часовоярский огнеупорный комбинат" | Украина |
Mayerton Group | Великобритания |
RHI Refractories | Австрия |
VesuviusPremir | США |
Calderys | Германия |
Magnesita Refratarios SA | Бразилия |
Krosaki Harima | Япония |
Ведущие производители огнеупоров уделяют серьезное внимание техническому переоснащению, выводят из пользования физически и морально устаревшее оборудование. Приоритет здесь принадлежит ОАО "Боровичский комбинат огнеупоров", ООО "Группа "Магнезит", АО "Динур", которые оснащаются современным дробильным и помольным оборудованием, смесителями "Erich", прессами "Zaies", "Sacmi" усилием до 2500 т, гидростатическими прессами. В ООО "Группа "Магнезит" производство новой продукции составляет четверть общего объема производства. Но темпы развития отрасли еще не достаточно велики, что приводит к потере рыночных позиций российскими предприятиями.
Крупнейшим российским производителем и поставщиком огнеупоров на отечественный рынок является ООО "Группа "Магнезит". Предприятие производит порядка 40% всех огнеупоров в России. Его доля в физическом объеме продаж на внутреннем рынке, хотя и несколько ниже, чем в объеме производства (поскольку предприятие часть продукции поставляет на экспорт), составляет около 17%. Удельный вес второго по значению поставщика огнеупоров на российский рынок - Боровичского комбината - составляет 14,3%. Крупными поставщиками товарных огнеупоров на внутренний рынок являются: Богдановичское ОАО "Огнеупоры", "Динур", "Подольскогнеупор", Семилукский огнеупорный завод. Производство огнеупорных изделий по годам за период 2008-2014 годов отражено на рисунке 1.4 по [25].
Рисунок 1.4 - Производство огнеупорных изделий в Российской Федерации за 2008-2014 годы (по данным ассоциации производителей огнеупоров "Огнеупорпром")
Как черная, так и цветная металлургия являются стратегическими отраслями - потребителями огнеупорной продукции, где намечена положительная динамика развития. По темпам роста более перспективной оказывается промышленность производства строительных материалов, в частности: керамики, цемента и стекла.
Результаты анализа потребления огнеупоров в наиболее перспективных отраслях промышленности и доли различных огнеупоров в каждой области представлены на рисунке 1.5. В 2011 году мировой рынок магнезиальных огнеупоров оценивался в 4,6 млн т, где наибольшая доля потребления магнезиальных огнеупоров приходилась на производство стали и цемента.
Рисунок 1.5 - Развитие основных отраслей - потребителей огнеупоров в Российской Федерации