Статус документа
Статус документа

ИТС 4-2015 Производство керамических изделий

     1.3 Обзор отрасли: керамическая плитка


Отечественное производство керамической плитки даже в 1970-1980-е годы отличалось высоким уровнем автоматизации. Большое влияние на процесс развития российского производства керамической плитки оказал экономический кризис 1998 года. Произошло временное сокращение импорта керамической плитки в Россию, а параллельно повысился спрос на отделочную керамику отечественного производства. В то время, на рубеже двух столетий, многие российские предприятия начали серьезно расширять производственные мощности и модернизировать производство за счет установки импортного оборудования. В конечном счете это позволило значительно расширить номенклатуру и ассортимент продукции, улучшить дизайн выпускаемых керамических изделий и повысить конкурентоспособность предприятий [8].

Со временем темпы роста производства начали замедляться, и наименее гибких производителей стали вытеснять с рынка их более развитые в технологическом плане конкуренты. Самые заметные изменения стали происходить в результате выхода на российский рынок крупных международных компаний, которые начали размещать здесь собственные производства. Значительные инвестиции в производственные мощности, управленческий опыт и маркетинговый бюджет международных компаний серьезно повлияли на ужесточение конкурентных условий в сегменте керамической плитки. В такой ситуации многим российским производителям, основной стратегией которых на тот момент было наращивание собственных мощностей, пришлось задуматься о стратегическом планировании своей деятельности, а также пересмотреть всю логистическую концепцию - от обеспечения производства сырьем до доведения продукции до конечного потребителя [9].

К 2003-2005 годам производство керамической плитки преодолело период стагнации и банкротства ряда предприятий, практически полностью перевооружившись [9]. Сократившийся в период кризиса 2008-2009 годов выпуск продукции возрастал до 2013 г. В 2013 году продажи керамической плитки в России достигли 1,6 м на душу населения [10].

Направление развития российского рынка керамической плитки, динамика жилищного строительства и строительства нежилых объектов во многом определили направление развития производства керамической плитки в 2013 году. Объем выпуска керамической плитки в России в 2013 году в натуральном выражении составил 166,6 млн м, что на 6,8% больше показателей предыдущего года. Однако следует учитывать, что в 2012 году темп прироста составил 15%. Национальное потребление керамической плитки достигло рекордной за все время отметки в 231 млн м, что на 5,7% больше показателя 2012 года (218,8 млн м). Тем не менее в 2012 году потребление росло более высокими темпами: темп прироста за этот период составил 15,7%. Таким образом, в 2013 году производство росло вдвое медленнее, чем в 2012 году, а потребление - в три раза медленнее, что говорит о явном перенасыщении российского рынка керамической плитки [8].

По итогам января - июля 2014 года производство керамической плитки сократилось на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года [11]. По итогам января - ноября 2014 года производство составило 151,6 млн м, что на 2% ниже аналогичного показателя 2013 года (см. рисунок 1.3) [12]. По мнению экспертов, по итогам 2014 года этот показатель практически не изменился. По другим данным, в 2014 году производство керамической плитки было оценено в 161,4 млн м, потребление - в 206,9 млн м[13].

Лидерами по объему производства плитки являются предприятия Центрального федерального округа, на долю которых приходится около половины от всей плитки, производимой в России; вклад производителей Северо-Западного региона достигает четверти общего объема производства плитки в России. По данным статистики в общей структуре отечественного рынка на долю внутренней продукции приходится 65%-80% [14].

Всего в Российской Федерации насчитывается около 25 основных ведущих компаний, которые занимаются производством керамической плитки (фасадной, глазурованной для внутренней отделки, керамогранита и пр.). Некоторая часть предприятий специализируется на выпуске какого-то одного вида плитки, а часть предприятий имеет более широкий ассортимент. Размеры плитки изменяются от нескольких десятков миллиметров до 600-1200 мм, толщина составляет от 3 до 15 мм, изделия могут иметь различную плотность. В статистических материалах и маркетинговых исследованиях данные представлены в размерности млн м, которая сохранена в данном разделе, так как позволяет оценить объемы производства в целом и представить региональную структуру выпуска продукции. В разделах справочника, посвященных обсуждению текущих уровней потребления ресурсов и эмиссий в ОС, используется более информативная размерность - тонны продукции.

     
Рисунок 1.3 - Производство керамической плитки в России [15], с изменениями [17]

          

В заключение следует отметить, что в различных сегментах отечественного рынка керамической плитки конкурируют как отечественные, так и иностранные производители, в том числе и те, которые открыли промышленные площадки в нашей стране. Предприятия активно внедряют современные производственные линии, осваивают новые технологии, приглашают зарубежных дизайнеров и технологов. Новое оборудование дает возможность использовать при декорировании плитки методы ротационной (ротоколор) и цифровой печати, нанесения люстра и благородных металлов. При этом метод шелкографии остаётся достаточно широко распространённым. Современные высокотемпературные печи, применение технологий двойного и одинарного обжига, внедрение систем менеджмента качества и использование компьютерных технологий позволяют выпускать плитку разнообразных форматов и различного назначения. Отечественные производители развивают и собственные технологии, которые отвечают особенностям российских климатических условий. Одна из новейших разработок - керамическая плитка, которая выдерживает очень низкие температуры и может применяться для облицовки фасадов зданий даже в северных регионах [16].

Производителей керамической плитки в Российской Федерации можно условно разделить на две составляющие [18]:

- отечественные предприятия (в том числе Группа компаний "КераМир", ОАО "Волгоградский керамический завод"; ООО "Самарский Стройфарфор", предприятия компании Estima Ceramica, расположенные в Московской и Самарской областях, ОАО "НЕФРИТ-КЕРАМИКА", ОАО "Кировская керамика", ОАО "Завод керамических изделий" (Уралкерамика), ОАО "Стройфарфор" Холдинга UNITILE, ОАО "Сокол", ООО "Евро-Керамика";

- зарубежные компании, открывшие производство плитки в России (такие как Kerama Marazzi с предприятиями, функционирующими в г.Орле и в Московской области, Группа компаний Rovese (п. Фряново и п.Кучино Московской области), Группы компаний Lasselsberger Ceramics, предприятие Холдинга Gruppo Concorde в г.Ступино).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029, утверждающим критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, все предприятия по производству керамической плитки в России отнесены к объектам категории I и, таким образом, будут обязаны получать комплексные экологические разрешения и подтверждать соответствие технологическим нормативам, установленным на основе НДТ.

_______________

Критерий отнесения к объектам I категории, установленный данным постановлением, составляет 1 млн изделий в год, что ниже объёмов выпуска продукции на самых некрупных предприятиях по производству керамической плитки, функционирующих в России.