Статус документа
Статус документа

ИТС 4-2015 Производство керамических изделий

     1.2 Обзор отрасли: керамический кирпич


Керамический кирпич (рядовой, лицевой, клинкерный, а также поризованные блоки) относится к наиболее традиционным строительным материалам, а его производство распространено в Российской Федерации повсеместно. В настоящее время кирпич в России выпускают более 300 предприятий, при этом доли крупнейших из них, Группы ЛСР и Wienerberger, не превышают 10%. В последние десятилетия созданы механизированные заводы с объемом производства 50-100 млн шт. в год, оснащенные мощными глинообрабатывающими и формующими машинами, механизированными экономичными сушилками и печами. На мелких и средних заводах в России выпускается почти 70% продукции [1]. В то же время, по данным Ассоциации производителей керамических стеновых изделий (АПКСМ) [2], на предприятиях - членах АПКСМ производится около 55% керамического кирпича, выпускаемого в России )(см. приложение Ж), а по данным Ассоциации производителей керамических материалов (АПКМ), на предприятиях - членах АПКМ производится около 40% керамического кирпича и камня, а также 40% тонкой керамики (см. приложение Е).

_______________

Мощность ОАО "Победа ЛСР" в Ленинградской области составляет 160 млн усл. кирпичей в год; кирпичного завода в Никольском Ленинградской области выпуск кирпича достигнет 220 млн усл. шт.

Мощность завода во Владимирской области более 200 млн усл. шт. и в Татарстане - 150 млн усл. шт.

В данном разделе сохранена размерность "млн шт. условного кирпича", которой обычно оперируют маркетинговые агентства. В технологических разделах используется более информативная размерность - тонны; нередко при пересчёте, при отсутствии конкретных данных принимают массу условного кирпича равной 2,5 кг.

В состав АПКСМ входят Группа ЛСР, ООО "Винербергер Кирпич", ЗАО "Рязанский кирпичный завод", ЗАО "Норский керамический завод", ОАО "Керма", ОАО "Тульский кирпичный завод", кирпичный завод "BRAER", ОАО "Славянский кирпич", Объединение строительных материалов и бытовой техники, Железногорский кирпичный завод, ОАО "Рябовский завод керамических изделий", ЗАО ФОН "Ключихинская керамика", ООО "Комбинат Строма" [2].

В состав АПКМ входят АО "Самарский комбинат керамических материалов", Группа BRAER, Фокинский комбинат строительных материалов, ЗАО "Петрокерамика", Березниковский кирпичный завод, Верхневолжский кирпичный завод, Товарковская керамика, TEREX, ОАО "Голицынский керамический завод", ОАО "Гжельский кирпичный завод", ОСМиБТ, Керама Марацци и др.


Максимальные объемы выпуска кирпича были зафиксированы в 1991 году. До 2004-2005 годов производство кирпича в России оставалось практически на уровне середины 1990-х, уменьшившись по сравнению с пиковым показателем 1991 года почти вдвое. В предкризисные 2006-2008 годы наблюдался заметный рост, однако до сих пор отрасль не оправилась после кризисного падения производства (см. рисунок 1.1). Несмотря на то, что объемы производства увеличиваются не слишком быстро, происходит внутренняя перестройка отрасли: закрываются старые неэффективные заводы и строятся новые, более мощные.

С 2003 года в России инвесторы начали возводить заводы повышенной мощности - от 100 млн шт. кирпичей. Однако у тенденции к укрупнению производства есть и свои пределы. Средняя мощность самых крупных кирпичных заводов в мире составляет около 500 млн шт. условного кирпича в год. Большие мощности обычно избыточны с точки зрения логистики. По мнению российских экспертов [1], 200-300 млн шт. условного кирпича в год вполне достаточно, чтобы обеспечить потребности строительного сектора и ремонтных работ в окрестностях предприятия радиусом до 400 км.

Следует отметить, что в современных строительных конструкциях практически полностью исключены внешние ограждающие конструкции из сплошной кирпичной кладки, существенно повысились требования к термическому (тепловому) сопротивлению стен. Конструкции стен стали многослойными. Это привело к дифференциации требований к материалам, составляющим ограждающую конструкцию. Для внешней кладки ограждающей конструкции важно прежде всего обеспечить соблюдение требований к безопасности и долговечности. Этим требованиям отвечает кирпич с невысоким показателем пустотности (или полнотелый) и высокой морозостойкостью и плотностью. Для теплоизолирующего слоя кладки необходимо поддерживать теплотехнические характеристики, обеспечивающие наибольшее термическое сопротивление при наименьшей толщине. Этим требованиям отвечает поризованный кирпич (крупноформатный камень) с высоким показателем пустотности и низкой плотностью. К кирпичу, предназначенному для эксплуатации в агрессивной и сильноагрессивной среде, клинкеру для мощения предъявляются повышенные требования. В целом в Российской Федерации установлены более жесткие требования к свойствам, чем в Европейском союзе (ЕС), что обусловлено его многолетним применением в неблагоприятных климатических условиях. На российских предприятиях выпускаются все указанные виды кирпича и керамического камня; производители стремятся не только удовлетворять, но даже предвосхищать требования потребителей.

Главной особенностью тех изменений, которые происходят в настоящее время на кирпичных заводах в России, является не столько укрупнение производств, сколько внедрение современных технологических процессов, позволяющих выпускать продукцию, отвечающую современным требованиям, и обеспечивать высокую ресурсоэффективность (в первую очередь энергоэффективность) предприятий [3], [4].

По данным Ассоциации производителей керамических материалов [5], общий объем выпуска керамического кирпича в России на 2014 год составил 7,012 млрд шт. условного кирпича. Динамика производства керамического кирпича на период 2007-2014 годов показана на рисунке 1.1.

    
Рисунок 1.1 - Производство керамического кирпича в России в 2007-2014 годах

          

Период спада производства отмечен в 2009 году; отрасль характеризовалась ростом производства в 2010-2012 годах, после чего снова наметился некоторый спад.

В структуре производства керамических стеновых материалов в Российской Федерации в 2014 году основная доля приходится на керамический кирпич рядовой - 56%, керамический кирпич лицевой составляет 34%, поризованные блоки - около 10%, клинкерный кирпич - 0,2%.

Ведущее место среди производителей керамического кирпича (по всем видам кирпича) в России занимают предприятия Центрального федерального округа (2218 млн шт. условного кирпича), следующим по вкладу в общий объем производства является Приволжский федеральный округ (1757 млн шт. условного кирпича). Относительный вклад производителей различных субъектов федерации показан на рисунке 1.2.

     
Рисунок 1.2 - Распределение производства керамического кирпича и камня по федеральным округам в 2014 году

          

Характерные черты крупных компаний, производящих керамический кирпич в Российской Федерации, можно сформулировать следующим образом:

- активная модернизация и внедрение современных технологических процессов ведущими отечественными компаниями и постепенное вытеснение с рынка предприятий, использующих производственные линии образца 1970-1980-х годов;

- последовательное повышение энерго- и ресурсоэффективности производства, как в результате проведения модернизации в целом, так и в порядке выполнения требований соответствующих законов, указов и постановлений;

- хорошо налаженная система информационного обмена (в рамках специализированных изданий, а также отраслевых ассоциаций, - таких как Ассоциация производителей керамических материалов и Ассоциация производителей керамических стеновых материалов);

- взаимодействие компаний, выпускающих материалы, используемые в строительстве, с ведущими строительными ассоциациями, например с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ);

- основное технологическое оборудование для производства кирпича в РФ не выпускается; экспериментальная база представлена незначительным числом организаций (прежде всего, ВНИИСТРОМ и ЦНИИГеонеруд) и требует укрепления;

- отрасль практически полностью зависит от поставок основного технологического оборудования и запчастей к ним из Европы.