Статус документа
Статус документа

ИТС 4-2015 Производство керамических изделий

     1.5 Обзор отрасли: санитарно-технические изделия


В начале 90-х годов в России ежегодно производилось 6,5-7 млн шт. санитарно-технических изделий в год. Но с 1992 года производство стало сокращаться, и к 1996 году объем выпуска упал вдвое.

В середине 1990-х годов многим предприятиям отрасли удалось провести модернизацию производства, внедрить современные технологические процессы и установить новое оборудование, что позволило расширить ассортимент и увеличить объемы выпуска продукции. Переломным моментом для роста отечественного производства сантехники из керамики послужил 1998 год и девальвация рубля. Отечественные санитарно-технические изделия после девальвации рубля стали значительно (практически вдвое) дешевле импортных, при этом не уступая по внешнему виду и эксплуатационным характеристикам, что способствовало укреплению конкурентоспособности подотрасли. В 1999 году выпуск санитарных керамических изделий увеличился на 24% (по сравнению с предыдущим годом), а в 2000 году - еще на 10% [26], [27]. Данные о темпах развития производства санитарно-технических изделий в России в 2005-2011 годах приведены на рисунке 1.6.

     
Рисунок 1.6 - Производство санитарно-технических изделий из керамики в России в 2005-2011 годах

          

В 2012 году прирост производства сантехники из керамики составил 1,5%. За первое полугодие 2013 года было произведено на 8,1% больше, чем за аналогичный период 2012 года. По оценкам маркетингового агентства Discovery Research Group [28], объем рынка санитарно-технических изделий в России в 2013 году составил 6,5 млрд долл. США (более 200 млрд руб. в ценах 2013 года).

На раковины, унитазы и биде приходится 35% объема рынка санитарно-технических изделий в целом. В структуре подсегмента санитарно-фаянсовых изделий унитазы занимают около 60%, раковины - примерно 35%, биде, писсуары и прочие изделия - до 5%. В 2013 году было произведено 13 млн шт. санитарно-технических изделий из керамики.

На российском рынке санитарно-технических изделий из керамики импортная продукция занимает треть рынка. Большая часть иностранной сантехники поступает на российский рынок из Китая и Украины. Самая дорогостоящая импортная продукция данного сегмента ввозится в Россию из Италии, Германии и Турции. Экспорт российской керамической сантехники невелик и осуществляется в основном в страны СНГ.

На российском рынке санитарно-технической керамики представлено около полутора десятка отечественных производителей. Лидирующим регионом - производителем санитарно-технических изделий в России является Калужская область, в которой располагаются две крупнейшие компании по выпуску сантехники из керамики - ЗАО "УграКерам" (торговая марка "SANTERY"), входящая в компанию ROCA GROUP и ЗАО "Кировская керамика" (торговая марка "ROSA"). Далее следуют Самарская область с крупным предприятием "Самарский Стройфарфор" (торговые марки "SANITA" и "SANITA LUXE"), Чувашская Республика, Московская, Белгородская и Новосибирская области. На долю остальных в 2011 году приходилось менее 5% (см. рисунок 1.7).

ЗАО "УграКерам" (п.Воротынск, Калужская обл.) с 2010 года входит в состав международного холдинга Roca Group. Сегодня компания выпускает около 2 млн изделий в год, используя современные технологии и оборудование. Ассортимент продукции включает унитазы, умывальники, биде и раковины, рукомойники и писсуары; керамика исполняется в белом цвете и имеет увеличенный срок службы за счет применения глазури повышенной стойкости [29].

ЗАО "Кировская керамика" (г.Киров, Калужская обл., ранее "Кировский стройфарфор") является старейшим производителем санитарного фаянса в России. На сегодняшний день предприятие занимает лидирующие позиции в отрасли, выпуская до 1,8 млн изделий в год и обеспечивая почти пятую часть всех отечественных санитарно-фаянсовых изделий. Ассортиментный ряд представлен унитазами-компактами, умывальниками, раковинами-"тюльпанами", и выпускается в широкой цветовой гамме [30].

ООО "Самарский Стройфарфор" (г.Самара) выпускает полный ассортиментный ряд сантехнической продукции: унитазы, раковины, мебель для ванной, писсуары, биде, смесители и комплектующие. В 2012 году завод произвел почти 1,8 млн изделий [31], по данным производителя, в 2015 году объем выпуска продукции составил 1,9 млн изделий. Выпуск изделий осуществляется на полностью модернизированном производстве, с применением следующих технологий:

- автоматизированные стенды для производства унитазов с приклеиваемым кольцом;

- выпуск широкоформатных умывальников на литьевых машинах высокого давления собственного производства;

- нанопокрытие SANITA CRYSTAL, позволяющее защищать поверхность изделий от загрязнений;

- технология многократной заливки "Спаглесс".

ООО "Керамика" (Roca Group, г.Чебоксары, Республика Чувашия) с филиалом в г.Новочебоксарск (ЗАО "САНТЭК") - молодое, но уже завоевавшее признание потребителей предприятие. После реконструкции ранее действовавшего завода по производству санитарно-технических изделий в 2013 году объем выпуска продукции увеличился с 1,2 до 2,0 млн единиц в год [32]. ООО "КЕРАМИКА" применяет новейшие технологические процессы и современное немецкое оборудование для производства санитарно-фаянсовых изделий. Все изделия проходят жесткий контроль качества. Разработка моделей сантехники для ванных комнат и санузлов осуществляется зарубежными дизайнерами, предпочтение при этом отдается классическим видам продукции - компакт-унитазам и умывальникам формы "тюльпан". Чебоксарский производитель, помимо гарантийного обслуживания, оказывает также консультационные услуги [33].

Московская область занимает 4-е место по выпуску санитарной керамики благодаря двум российским предприятиям: "Ногинский стройфарфор" и "Лобненский завод строительного фарфора".

В начале 2000-х годов проектная мощность ООО "Ногинский стройфарфор" (г.Ногинск, Московская обл.) составляла 500 тыс. изделий в год [34].

ЗАО "Лобненский завод строительного фарфора" (г.Лобня, Московская обл.) проектной мощностью 420 тыс. санитарно-технических изделий из керамики в год также выпускает продукцию эконом-сегмента. Весь модельный ряд, а это более 30 наименований (компакт-унитазы, бачки, писсуары, умывальники, раковины формы "тюльпан"), представлен преимущественно в классическом варианте форм и белом цвете, что еще раз подчеркивает ориентированность предприятия на массового потребителя [35].

    
Рисунок 1.7 - Распределение производства санитарно-технических изделий из керамики по регионам Российской Федерации в 2011 году

          

Можно отметить предприятия, которые также успешно развиваются и находят своих потребителей [36]:

- ОАО "Завод керамических изделий" (г.Екатеринбург) мощностью более 600 тыс. изделий в год [37];

- ООО "Объединение строительных материалов и бытовой техники" ("ОС-МиБТ", г.Старый Оскол) мощностью 500 тыс. изделий в год [38];

- ЗАО "Завод "Стройфарфор" (г.Санкт-Петербург) - до недавнего времени единственный в Северо-Западном регионе производитель керамических санитарно-технических изделий экономкласса для массового потребителя. Завод ежегодно выпускает около 400 тыс. единиц керамических изделий и по объему занимает около 5% российского рынка. Ассортимент выпускаемых изделий насчитывает более 20 моделей в различном цветовом исполнении [39]. Ассортимент продукции включает унитазы и бачки, различные модификации умывальников, а также пьедесталы для них. В настоящее время предприятие совершенствует существующие и разрабатывает новые модели продукции, учитывая в первую очередь современные тенденции дизайна [40]. Основная доля продукции завода реализуется в Северо-Западном регионе России, что позволяет обеспечить около 30% потребности рынка. В 2006 году ЗАО "Завод "Стройфарфор" приобретен Группой ЛСР [41];

- ОАО "Волгоградский керамический завод" (г.Волгоград) производительностью 470 тыс. изделий в год [42];