5.1 Объекты интеллектуальной собственности, по поводу которых возникают отношения по их использованию в сети Интернет, условно можно разделить:
- на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, созданные в сети Интернет, и сходные с ними объекты;
- охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, используемые в сети Интернет.
5.2 Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, созданные в сети Интернет, и сходные с ними объекты
К охраняемым результатам интеллектуальной деятельности относятся сайт и Интернет-вещание, а также сложные объекты интеллектуальной собственности - мультимедийные продукты. Доменное имя и средства адресации в настоящее время не являются охраняемыми средствами индивидуализации, хотя и играют существенную роль в обеспечении использования интеллектуальной собственности и иных объектов в сети Интернет и могут иметь коммерческую ценность.
Особенностью объектов, относящихся к данной категории, является невозможность использования таких результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации за пределами сети Интернет в соответствии с их функциональным назначением: при его изменении произойдет фактическое преобразование объекта в объект иного вида (например, обозначение, являющееся доменным именем, можно зарегистрировать в качестве товарного знака и использовать за пределами сети Интернет).
5.3 Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, используемые в сети Интернет
5.3.1 К охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации, используемым в сети Интернет, относятся произведения литературы, науки и искусства и иные произведения, программы для ЭВМ, базы данных, исполнения, фонограммы, вещание, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), фирменные наименования, товарные знаки, наименования места происхождения товаров, коммерческие обозначения, а также сложные объекты интеллектуальной собственности: аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты, театрально-зрелищные представления.
Указанные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются охраняемыми в силу закона независимо от того, используются ли они в сети Интернет или нет: либо в силу факта создания таких РИД (объекты авторского права и смежных прав, топологии интегральных микросхем), либо в силу государственной регистрации РИД (объекты патентного права), либо в силу правовой охраны РИД в режиме конфиденциальности/коммерческой тайны (секреты производства (ноу-хау). В связи с этим их использование в сети Интернет следует осуществлять с учетом особенностей правового режима данных объектов, установленного безотносительно сети Интернет.
5.3.2 При этом следует учитывать, что правовая охрана, предоставляемая Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г. (ред. от 28.09.1979), охватывает в том числе любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения, включая: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравирования и литографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам.
5.3.3 В то же время согласно нормам международного права не являются объектами авторского права новости дня или сведения о различных событиях, имеющие характер простой пресс-информации.
Новостные и аналогичные информационные материалы, размещенные в сети Интернет, являются информационными ресурсами, обладатели которых имеют право на указание имени или наименования, а также право на защиту от недобросовестной конкуренции при их использовании в рамках оказания информационных услуг по доступу к данным ресурсам.
5.3.4 Право на защиту от недобросовестной конкуренции возникает при наличии совокупности минимальных условий: ценность информации обусловлена ее актуальностью; информационные продукты или услуги производителя информации и ответчика являются конкурирующими; наличие затрат обладателя информации на ее сбор и производство, которые эксплуатируются при оспариваемом использовании такой информации; возможность эксплуатации чужих затрат и усилий настолько снижает побудительный мотив производства соответствующего информационного продукта (или услуги), что их существование или качество оказываются под угрозой.