2.3.1 Цель
Все организации независимо от их структуры, численности и характера деятельности генерируют информацию об осуществлении своих рабочих процессов. Документы как один из видов информационных ресурсов являются частью интеллектуального капитала организации, т.е. входят в ее активы.
Цель внедрения СУД состоит в постоянном управлении документами. Документы используются в процессе принятия решений и осуществлении соответствующей деятельности, а также гарантируют подотчетность имеющимся и возможным заинтересованным сторонам.
Цель внедрения СУД заключается в создании документов и управлении ими систематическим и контролируемым образом для того, чтобы:
a) эффективно осуществлять деловую деятельность и предоставлять услуги;
b) соответствовать законодательным и иным нормативным правовым актам, а также требованиям подотчетности;
c) оптимизировать принятие решений, обеспечить согласованность и непрерывность деятельности организации;
d) способствовать результативной деятельности организации в случае чрезвычайных ситуаций;
e) обеспечивать защиту и поддержку при проведении судебных процессов, включая управление рисками, связанными с наличием или недостатком доказательств осуществления деятельности организации;
f) защищать интересы организации и права сотрудников, клиентов, а также имеющихся и возможных заинтересованных сторон;
g) поддерживать научно-исследовательскую деятельность и мероприятия по развитию;
h) способствовать деятельности организации в сфере продвижения товаров и услуг;
i) сохранять корпоративную и коллективную память и обеспечивать социальную ответственность.
2.3.2 Достоверные, аутентичные и пригодные для использования документы
2.3.2.1 Общие положения
В каждой организации для внедрения СУД определяются политика и цели в области управления документами, адаптированные к сфере деятельности организации. Внедрение СУД гарантирует создание документов, обеспечивающих потребности организации и общества в течение периодов времени (сроков хранения), установленных для документов, и управление ими.
Результатом успешного достижения целей в области документации является создание и управление документами, которые являются достоверными, аутентичными, целостными и пригодными для использования, как описано в 2.3.2.2-2.3.2.5.
2.3.2.2 Достоверность (документов)
Достоверным является документ, содержание которого можно считать полным и точным представлением подтверждаемых операций, деятельности или фактов, а также документ, которому можно доверять в последующих операциях или в последующей деятельности. Документы должны создаваться во время или сразу же после операции или случая, к которым они относятся, лицами, достоверно знающими факты, или средствами, обычно используемыми в деятельности при проведении данной операции.
2.3.2.3 Аутентичность
Для обеспечения аутентичности документов организация должна внедрить и документально зафиксировать политику и процедуры управления созданием, получением, передачей, сохранением и отбором документов. Это обеспечит наличие у авторов документов соответствующих полномочий, а также возможность идентификации и защиты документов от несанкционированного дополнения, удаления, изменения, использования или сокрытия.
2.3.2.4 Целостность
Целостность документа определяется его полнотой и неизменностью.
Необходимо, чтобы документ был защищен от несанкционированного изменения. Политика и процедуры управления документами должны указывать, какие дополнения или примечания могут быть добавлены к документу после его создания, при каких обстоятельствах дополнения или примечания могут быть разрешены, и кто уполномочен их проводить. Любые санкционированные изменения документа, добавления или удаления из документа следует четко документировать и контролировать.
2.3.2.5 Пригодность для использования