Статус документа
Статус документа

СП 243.1326000.2015 Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения

     5 Основные технические требования

5.1 Классификация автомобильных дорог с НИД

5.1.1 По своему назначению автомобильные дороги с НИД следует подразделять на распределительные дороги с малой интенсивностью движения и подъезды.

5.1.2 При среднегодовой суточной интенсивности движения не более 400 авт./сут к автомобильным дорогам с НИД следует относить дороги IV и V категории.

5.1.3 Категории автомобильных дорог с НИД должны приниматься с учетом назначения автомобильных дорог и среднегодовой суточной интенсивностью движения по ним за последний год перспективного периода. Критерии для назначения категории автомобильных дорог представлены в таблице 1.


Таблица 1 - Категории автомобильных дорог с НИД

Классификация автомобильных дорог

Основные транспортные средства (категория), пользующиеся автомобильной дорогой

Среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут

Кате-
гория

Тип расчетного транспортного средства (категория)

Распределительные с малой интенсивностью, обеспечивают связь между подъездами и дорогами более высоких категорий

Все типы (все категории)

100-400

IVA-p

Легковой автомобиль () или тяжелый грузовой () (не менее10% в составе движения)

<100

IVБ-р

Легковой автомобиль () или тяжелый грузовой () (не менее 10% в составе движения)

Подъезды к жилой застройке, коттеджным и дачным поселкам, малым
транспортным терминалам

Легковые автомобили (), грузовые автомобили (), автобусы (,), транспортные средства специального назначения (,)

100-400

IVБ-п

Грузовой автомобиль () или автобус (,) (не менее 10% в составе движения)

50-99

VA

Легковой автомобиль ()

<50


Подъезды к фермам

Легковые автомобили (), легкие грузовые (), грузовые (), автобусы (,), тяжелые грузовые () и сельхозтехника (Т)

100-400

IVA-п

Грузовой автомобиль ()

50-99

VA

<50


Подъезды к промышленным предприятиям

Тяжелые грузовые (), автобусы (, ), легковые автомобили (), автопоезда с полуприцепами (+, +)

100-400

IVA-п

Автопоезд с полуприцепом (+,+)

50-99

VA

<50


Подъезды к месторождениям полезных ископаемых

Тяжелые грузовые (), автобусы (, )

100-400

IVA-п

Тяжелый грузовой ()

50-99

VA

<50


Подъезды к сельскохозяйственным угодьям

Сельхозтехника (Т) (в том числе средние грузовые ), зерноуборочные машины (Т))

<50


Средний грузовой ()
(зерноуборочная машина (Т))

Подъезды к рекреационным зонам

Легковые автомобили (), прицепы к ним (), автомобили-дома ()

100-400

IVБ-п

Автомобиль-дом ()

50-99

VA

Легковой автомобиль ()

<50


Легковой автомобиль ()

5.1.4 По числу полос движения автомобильные дороги следует подразделять на автомобильные дороги с двумя и с одной полосой движения.

Число полос движения должно определяться исходя из среднегодовой суточной интенсивности движения.

Дороги с одной полосой движения (однополосные дороги) должны проектироваться при среднегодовой суточной интенсивности движения менее 100 авт./сутки (кроме распределительных дорог).

5.1.5 Одним из основных параметров автомобильных дорог должно являться расчетное транспортное средство, имеющее свою категорию по ГОСТ Р 52051. Габариты и нагрузку на ось расчетного транспортного средства следует принимать на основе экономического анализа как максимальные от транспортных средств, осуществляющих фактическое движение по данной автомобильной дороге, в соответствии с техническим регламентом "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным Правительством РФ от 10.09.2009 N 720 [6].

Расчетные типы и категории транспортных средств для назначения геометрических параметров различных категорий автомобильных дорог с НИД приведены в таблице 1.

5.2 Расчетные скорости

5.2.1 Под расчетной скоростью следует понимать максимально возможную скорость движения одиночного автомобиля (при сухом, шероховатом покрытии и обеспеченном сцеплении шин автомобилей с поверхностью проезжей части) на отдельных наиболее неблагоприятных участках трассы, запроектированных с предельно допустимыми значениями геометрических элементов дороги.

5.2.2 По характеру рельефа следует различать три возможных типа местности:

- равнинная местность - местность с уклонами, не превышающими 1:20 или меньшими на протяжении не менее 500 м; расстояние видимости по условиям рельефа в плане и продольном профиле достаточно большое и может быть обеспечено без особых сложностей и строительных затрат;

- пересеченная местность - местность с уклонами, в пределах от 1:20 до 1:3 на протяжении не более 500 м; естественные уклоны местности превышают уклоны, допустимые для дороги и для обеспечения допустимых параметров в плане и профиле проектируемой автомобильной дороги и требуют устройства насыпей и выемок;

- горная местность - местность с уклонами, которые могут превышать 1:3 на протяжении не менее 500 м; наклоны поверхности склонов по отношению к поперечному сечению и продольному профилю дороги достаточно крутые, требующие ступенчатой разработки для размещения насыпи.

5.2.3 Интервалы значений расчетных скоростей движения и рекомендуемые расчетные скорости следует принимать в зависимости от назначения проектируемой автомобильной дороги и рельефа местности по таблице 2.


Таблица 2 - Расчетные скорости для проектирования автомобильных дорог

Назначение автомобильных дорог с НИД

Категория дороги

Расчетная скорость, км/ч

Категория рельефа

Равнинный

Пересеченный

Горный

Рекомендуемая расчетная скорость, км/ч

Распределительные

IVA-р

30-80

80

50

30

IVБ-р

30-60

60

40

30

Подъезды

IVA-п

30-70

70

50

30

IVБ-п

30-60

60 (50*)

40

30

VA

20-50

50 (40**)

40 (30**)

30 (20**)


20-40

40 (30**)

30

30 (20**)

VБ***

20-30

30 (20)

30 (20)

30 (20)

* Для подъездов к рекреационным зонам.

** Для подъездов к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых.

*** Для подъездов к сельскохозяйственным угодьям, в скобках - скорости 20 км/час приведены при расчетном автомобиле - зерноуборочная машина (Т).

5.2.4 Выбор расчетной скорости в пределах установленных интервалов, указанных в таблице 2, следует производить на основе технико-экономического сравнения вариантов. В каждой конкретной проектной документации расчетная скорость может обосновываться проектировщиком с учетом условий строительства и эксплуатации дороги.

5.2.5 По принятой расчетной скорости следует определять минимально допустимые значения основных геометрических элементов проектируемой автомобильной дороги, в том числе:

- минимальные радиусы кривых в плане;

- минимальные длины переходных кривых;

- максимальные продольные уклоны;