5.1 Классификация автомобильных дорог с НИД
5.1.1 По своему назначению автомобильные дороги с НИД следует подразделять на распределительные дороги с малой интенсивностью движения и подъезды.
5.1.2 При среднегодовой суточной интенсивности движения не более 400 авт./сут к автомобильным дорогам с НИД следует относить дороги IV и V категории.
5.1.3 Категории автомобильных дорог с НИД должны приниматься с учетом назначения автомобильных дорог и среднегодовой суточной интенсивностью движения по ним за последний год перспективного периода. Критерии для назначения категории автомобильных дорог представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Категории автомобильных дорог с НИД
Классификация автомобильных дорог | Основные транспортные средства (категория), пользующиеся автомобильной дорогой | Среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сут | Кате- | Тип расчетного транспортного средства (категория) |
Распределительные с малой интенсивностью, обеспечивают связь между подъездами и дорогами более высоких категорий | Все типы (все категории) | 100-400 | IVA-p | Легковой автомобиль () или тяжелый грузовой () (не менее10% в составе движения) |
<100 | IVБ-р | Легковой автомобиль () или тяжелый грузовой () (не менее 10% в составе движения) | ||
Подъезды к жилой застройке, коттеджным и дачным поселкам, малым | Легковые автомобили (), грузовые автомобили (), автобусы (,), транспортные средства специального назначения (,) | 100-400 | IVБ-п | Грузовой автомобиль () или автобус (,) (не менее 10% в составе движения) |
50-99 | VA | Легковой автомобиль () | ||
<50 | VБ | |||
Подъезды к фермам | Легковые автомобили (), легкие грузовые (), грузовые (), автобусы (,), тяжелые грузовые () и сельхозтехника (Т) | 100-400 | IVA-п | Грузовой автомобиль () |
50-99 | VA | |||
<50 | VБ | |||
Подъезды к промышленным предприятиям | Тяжелые грузовые (), автобусы (, ), легковые автомобили (), автопоезда с полуприцепами (+, +) | 100-400 | IVA-п | Автопоезд с полуприцепом (+,+) |
50-99 | VA | |||
<50 | VБ | |||
Подъезды к месторождениям полезных ископаемых | Тяжелые грузовые (), автобусы (, ) | 100-400 | IVA-п | Тяжелый грузовой () |
50-99 | VA | |||
<50 | VБ | |||
Подъезды к сельскохозяйственным угодьям | Сельхозтехника (Т) (в том числе средние грузовые ), зерноуборочные машины (Т)) | <50 | VБ | Средний грузовой () |
Подъезды к рекреационным зонам | Легковые автомобили (), прицепы к ним (), автомобили-дома () | 100-400 | IVБ-п | Автомобиль-дом () |
50-99 | VA | Легковой автомобиль () | ||
<50 | VБ | Легковой автомобиль () |
5.1.4 По числу полос движения автомобильные дороги следует подразделять на автомобильные дороги с двумя и с одной полосой движения.
Число полос движения должно определяться исходя из среднегодовой суточной интенсивности движения.
Дороги с одной полосой движения (однополосные дороги) должны проектироваться при среднегодовой суточной интенсивности движения менее 100 авт./сутки (кроме распределительных дорог).
5.1.5 Одним из основных параметров автомобильных дорог должно являться расчетное транспортное средство, имеющее свою категорию по ГОСТ Р 52051. Габариты и нагрузку на ось расчетного транспортного средства следует принимать на основе экономического анализа как максимальные от транспортных средств, осуществляющих фактическое движение по данной автомобильной дороге, в соответствии с техническим регламентом "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным Правительством РФ от 10.09.2009 N 720 [6].
Расчетные типы и категории транспортных средств для назначения геометрических параметров различных категорий автомобильных дорог с НИД приведены в таблице 1.
5.2 Расчетные скорости
5.2.1 Под расчетной скоростью следует понимать максимально возможную скорость движения одиночного автомобиля (при сухом, шероховатом покрытии и обеспеченном сцеплении шин автомобилей с поверхностью проезжей части) на отдельных наиболее неблагоприятных участках трассы, запроектированных с предельно допустимыми значениями геометрических элементов дороги.
5.2.2 По характеру рельефа следует различать три возможных типа местности:
- равнинная местность - местность с уклонами, не превышающими 1:20 или меньшими на протяжении не менее 500 м; расстояние видимости по условиям рельефа в плане и продольном профиле достаточно большое и может быть обеспечено без особых сложностей и строительных затрат;
- пересеченная местность - местность с уклонами, в пределах от 1:20 до 1:3 на протяжении не более 500 м; естественные уклоны местности превышают уклоны, допустимые для дороги и для обеспечения допустимых параметров в плане и профиле проектируемой автомобильной дороги и требуют устройства насыпей и выемок;
- горная местность - местность с уклонами, которые могут превышать 1:3 на протяжении не менее 500 м; наклоны поверхности склонов по отношению к поперечному сечению и продольному профилю дороги достаточно крутые, требующие ступенчатой разработки для размещения насыпи.
5.2.3 Интервалы значений расчетных скоростей движения и рекомендуемые расчетные скорости следует принимать в зависимости от назначения проектируемой автомобильной дороги и рельефа местности по таблице 2.
Таблица 2 - Расчетные скорости для проектирования автомобильных дорог
Назначение автомобильных дорог с НИД | Категория дороги | Расчетная скорость, км/ч | Категория рельефа | ||
Равнинный | Пересеченный | Горный | |||
Рекомендуемая расчетная скорость, км/ч | |||||
Распределительные | IVA-р | 30-80 | 80 | 50 | 30 |
IVБ-р | 30-60 | 60 | 40 | 30 | |
Подъезды | IVA-п | 30-70 | 70 | 50 | 30 |
IVБ-п | 30-60 | 60 (50*) | 40 | 30 | |
VA | 20-50 | 50 (40**) | 40 (30**) | 30 (20**) | |
VБ | 20-40 | 40 (30**) | 30 | 30 (20**) | |
VБ*** | 20-30 | 30 (20) | 30 (20) | 30 (20) | |
* Для подъездов к рекреационным зонам. ** Для подъездов к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых. *** Для подъездов к сельскохозяйственным угодьям, в скобках - скорости 20 км/час приведены при расчетном автомобиле - зерноуборочная машина (Т). |
5.2.4 Выбор расчетной скорости в пределах установленных интервалов, указанных в таблице 2, следует производить на основе технико-экономического сравнения вариантов. В каждой конкретной проектной документации расчетная скорость может обосновываться проектировщиком с учетом условий строительства и эксплуатации дороги.
5.2.5 По принятой расчетной скорости следует определять минимально допустимые значения основных геометрических элементов проектируемой автомобильной дороги, в том числе:
- минимальные радиусы кривых в плане;
- минимальные длины переходных кривых;
- максимальные продольные уклоны;