В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 31539, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 анализ риска: Систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска.
Примечание - Анализ риска обеспечивает базу для оценивания риска, мероприятий по снижению риска и принятия риска.
3.2 безопасность: Отсутствие недопустимого риска.
3.3 вероятность: Мера того, что событие может произойти.
3.4 владелец инфраструктуры: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.
3.5 внешний риск: Комплексный риск, связанный с влиянием функционирования железнодорожного транспорта на общество (социальный риск) и окружающую среду (экологический риск).
3.6 внутренний риск: Комплексный риск, связанный с влиянием функционирования железнодорожного транспорта на пассажиров, работников железнодорожного транспорта, с работой объектов инфраструктуры и подвижного состава, а также с недополучением прибыли субъектами деятельности в сфере железнодорожного транспорта.
3.7 допустимый уровень риска: Уровень риска, который приемлем при данных обстоятельствах на основании существующих в текущий период времени ценностей в обществе.
3.8 железнодорожный подвижной состав (подвижной состав): Транспортные средства, предназначенные для обеспечения железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок и функционирования железнодорожной инфраструктуры.
Примечание - Железнодорожный подвижной состав включает в себя локомотивы, вагоны, моторвагонный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав.
3.9 жизненный цикл: Совокупность взаимосвязанных, последовательно осуществляемых процессов установления требований, создания, применения и утилизации объекта инфраструктуры и подвижного состава, происходящих в течение периода времени, который начинается с этапа создания концепции объекта инфраструктуры или подвижного состава и заканчивается после этапа утилизации объекта инфраструктуры или подвижного состава.
3.10 журнал учета опасностей: Документ, в котором регистрируются все действия по управлению функциональной безопасностью, выявленные опасности, ответственные лица, принятые и утвержденные решения или же указываются ссылки на связанные с этим процессом документы.
Примечание - Журнал учета опасностей иногда называют протоколом угроз.
3.11 идентификация риска: Процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска.
Примечания
1 Элементы риска могут включать в себя источники или опасности, события, последствия и вероятность.
2 Идентификация риска может также отражать интересы причастных сторон.
3.12 инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (инфраструктура): Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
3.13 источник риска: Фактор, который может самостоятельно или в сочетании с другими факторами способствовать возникновению рисков.
3.14 критерии риска: Правила, по которым оценивают значимость риска.
Примечание - Критерии риска могут включать в себя сопутствующие стоимость и выгоды, законодательные и обязательные требования, социально-экономические и экологические аспекты, озабоченность причастных сторон, приоритеты и другие затраты на оценку
3.15 матрица рисков: Инструмент, позволяющий ранжировать и отражать риски путем определения уровней частот и тяжести последствий.
3.16 мониторинг: Постоянная проверка, надзор, наблюдение и определение текущего состояния с целью выявления изменений по сравнению с ожидаемыми или требуемыми показателями.
3.17 неисправность: Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.18 обработка риска: Процесс выбора и выполнения мероприятий для изменения риска.
Примечания
1 Термин "обработка риска" иногда используют для измерений риска.
2 К мероприятиям по обработке риска могут относиться исключение, оптимизация, передача или сохранение риска.