3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 анализ риска: Систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска.
Примечание - Анализ риска обеспечивает базу для оценивания риска, мероприятий по снижению риска и принятия риска.
3.1.2 безопасность: Отсутствие недопустимого риска.
3.1.3 валидация: Подтверждение соответствия требованиям путем испытаний и представления объективных свидетельств, выполнения конкретных требований к предусмотренному конкретному использованию.
3.1.4 верификация: Подтверждение выполнения требований путем исследования и сбора объективных свидетельств.
3.1.5 доказательство безопасности; ДБ: Документированное подтверждение того, что объект выполняет все заданные требования к функциональной безопасности.
3.1.6 жизненный цикл объекта железнодорожного транспорта (жизненный цикл): Совокупность взаимосвязанных, последовательно осуществляемых процессов установления требований, создания, применения и утилизации объекта железнодорожного транспорта, происходящих в течение периода времени, который начинается с этапа создания концепции объекта железнодорожного транспорта и заканчивается после этапа утилизации объекта железнодорожного транспорта.
3.1.7 жизненный цикл безопасности объекта железнодорожного транспорта (жизненный цикл безопасности): Дополнительный перечень мероприятий, осуществляемых в сочетании с жизненным циклом объекта железнодорожного транспорта, связанного с безопасностью.
3.1.8 журнал учета опасностей: Документ, в котором регистрируются все действия по управлению функциональной безопасностью, выявленные опасности, ответственные лица, принятые и утвержденные решения, или же указываются ссылки на связанные с этим процессом документы.
Примечание - Журнал учета опасностей иногда называют протоколом угроз.
3.1.9 заказчик: Организация, по заявке и договору с которой осуществляют разработку, производство и/или поставку объекта железнодорожного транспорта.
3.1.10 изготовитель: Организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство объекта железнодорожного транспорта для реализации заказчику (потребителю).
3.1.11 компонент: Составная часть, рассматриваемая на самом низком уровне анализа объекта железнодорожного транспорта.
3.1.12 недопустимый риск: Риск, который считают неприемлемым при данных обстоятельствах на основании существующих в текущий период времени ценностей в обществе.
3.1.13 неисправность: Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и/или конструкторской (проектной) документации.
3.1.14 обеспечение безопасности: Совокупность координируемых действий, направленных на достижение, поддержание и подтверждение требуемого уровня функциональной безопасности объекта железнодорожного транспорта.
3.1.15 объект железнодорожного транспорта (объект ЖТ): Любая единица железнодорожной инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава, обеспечивающая выполнение требуемой функции в рамках управления и/или обеспечения безопасности перевозочного процесса и/или других технологических процессов на железнодорожном транспорте, и которую можно рассматривать в отдельности.
Примечание - В качестве объектов железнодорожного транспорта могут быть рассмотрены система, подсистема, оборудование, устройство, аппаратура, узел, деталь, элемент, которые состоят из технических средств, программного обеспечения или их сочетания и в частных случаях могут также включать людей.
3.1.16 опасность: Потенциальный источник возникновения ущерба.
3.1.17 показатель безопасности: Количественная или качественная характеристика одного или нескольких свойств, составляющих безопасность объекта.
3.1.18 политика обеспечения безопасности (Политика): Официально утвержденный руководством организации документ, в котором отражены общие намерения и направления деятельности организации в части обеспечения безопасности объекта железнодорожного транспорта от потенциальных опасностей.
3.1.19 полнота безопасности: Степень уверенности в том, что объект железнодорожного транспорта будет выполнять заданные функции безопасности при данных условиях эксплуатации в заданный период времени.
Примечание - Различают полноту безопасности в отношении систематических отказов, которую чаще всего оценивают качественно, и полноту безопасности в отношении случайных отказов, характеризуемую количественными показателями безопасности (например, интенсивностью опасного отказа).
3.1.20 программа обеспечения безопасности; ПОБ: Документ, устанавливающий комплекс взаимоувязанных организационных и технических мероприятий, методов, средств, требований и норм, направленных на выполнение установленных в документации на объект железнодорожного транспорта требований функциональной безопасности.
3.1.21 разработчик: Организация, выполняющая комплекс научно-исследовательских, проектно-конструкторских и изыскательских работ для создания или модернизации объекта железнодорожного транспорта.
3.1.22 риск: Сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба.