4.2.1 Визуальный осмотр следует проводить при всех видах осмотров, указанных в 4.1.7, а также при выполнении предварительного обследования. Осмотру в обязательном порядке подлежат:
- проезжая часть, обочины и откосы насыпи в районе водопропускной трубы;
- входное и выходное русло с конструкциями укрепления и гашения энергии водного потока;
- оголовки, внутренняя и видимая наружная поверхности водопропускной трубы;
- сооружения водоотведения с проезжей части;
- защитные устройства и конструкции.
Примечание - Если осмотр проводят в рамках обследования, вызванного ранее обнаруженными деформациями или повреждениями, то прежде всего необходимо осматривать конструкции, внушающие опасение.
4.2.2 При осмотре проезжей части, обочин и откосов дорожной насыпи в месте расположения водопропускных труб необходимо обращать внимание на имеющиеся воронки и неровности прилегающих к оголовкам откосов, местные деформации насыпи, обочин и дорожного покрытия непосредственно над трубами, на состояние кюветов и водоотводящих лотков.
4.2.3 При осмотре входного и выходного русел необходимо обращать внимание на заболоченность русел, размывы, отложение наносов, подтопление, засоренность русла, наличие в русле растительности, состояние конструкций укрепления русла и гасителей водного потока. Входное и выходное русла должны быть осмотрены на длине не менее 50 м от ближайшего оголовка. При необходимости (например, для выявления причины подтопления), длина участка осмотра должна быть увеличена.
4.2.4 Препятствия, обнаруженные в процессе первичного осмотра и мешающие проведению полного осмотра трубы (завалы, подтопление и т.п.), должны быть устранены и после этого проведен повторный осмотр.
4.2.5 При осмотре железобетонных, бетонных, кирпичных и каменных труб необходимо в первую очередь обращать внимание:
- на наличие и характер трещин;
- сколы бетона, вывалы кирпичей и отдельных камней, отслоения штукатурки, места с обнажившейся арматурой, недостаточной толщиной или отслоением защитного слоя бетона;
- следы коррозии арматуры;
- места с потеками в швах сопряжения звеньев, мокрые пятна на внутренних поверхностях труб, участки выщелачивания бетона или раствора;
- разрушение кладки кирпичных и каменных труб;
- общие деформации элементов конструкции в виде просадок, смещений, растяжки труб, "сплющивание" элементов в вертикальной или горизонтальной плоскости.
4.2.6 При осмотре металлических (в том числе гофрированных) труб необходимо обращать внимание:
- на целостность и состояние дополнительного защитного покрытия;
- наличие коррозии и состояние основного цинкового покрытия;
- разрушения лотка;
- наличие деформаций формы поперечного сечения;
- правильность выполнения монтажа стыков (полноту установки болтов, качество затяжки болтов и положение шайб);
- наличие местных повреждений металла (трещин у болтовых отверстий, погнутостей и др.).
4.2.7 При осмотре труб из полимерных или композиционных материалов необходимо обращать внимание:
- на герметичность стыков звеньев;
- наличие деформаций формы поперечного сечения;
- повреждения внутреннего слоя стенок трубы.