Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33146-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Методы контроля

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 водопропускная труба: Искусственное сооружение, предназначенное для пропуска под насыпями автомобильных дорог постоянных или периодически действующих водотоков.

3.2 гидравлический режим работы водопропускной трубы: Режим пропуска водного потока через сечение трубы, характеризующийся следующими видами:

- безнапорный режим - поток на всем протяжении трубы имеет свободную поверхность:

- полунапорный режим - входное сечение трубы затоплено, а на остальном протяжении поток имеет свободную поверхность;

- напорный режим - вода заполняет все сечение трубы.

3.3 контроль водопропускных труб: Процесс сбора и обработки информации с целью определения технического состояния эксплуатируемых водопропускных труб.

3.4 техническое состояние: Совокупность качественных и количественных показателей, которые характеризуют эксплуатационную пригодность искусственных сооружений и их конструкций по сравнению с допустимыми значениями.

3.5 работоспособное техническое состояние: Категория технического состояния, при которой некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и обеспечивается необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений.

3.6 ограниченно-работоспособное техническое состояние: Категория технического состояния сооружения, при которой имеются деформации и дефекты, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения или потери устойчивости, и функционирование сооружения возможно либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости).

3.7 аварийное состояние: Категория технического состояния сооружения, характеризующаяся повреждениями и деформациями, ведущими к разрушению сооружения и прекращению или ограничению движения транспортных средств.

3.8 дефект: Любое отклонение изделия или сооружения от установленных технических требований.

3.9 категория дефекта: Классификационная группа, отражающая значимость данного дефекта по комплексному риску, влиянию на основные показатели технического состояния, а также отражающая качественную оценку предполагаемого ущерба от данного дефекта.

3.10 специализированная организация: Физическое или юридическое лицо, уполномоченное действующим законодательством на проведение работ по обследованиям и мониторингу сооружений.

3.11 неразрушающий контроль: Исследование физических принципов объекта на основе методов, технологий и средств контроля, не ухудшающих пригодность объектов к эксплуатации и не разрушающих их целостность.

3.12 обследование водопропускных труб: Комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность водопропускных труб и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость выполнения ремонта или реконструкции и включающий в себя обследование грунтов основания и конструкций трубы на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов и определения их фактической несущей способности.

3.13 мониторинг технического состояния: Система наблюдения и контроля, проводимая по определенной программе, для отслеживания степени и скорости изменения технического состояния объекта во времени и принятия в случае необходимости экстренных мер по предотвращению его разрушения.

3.14 телевизионная инспекция: Комплекс работ по дистанционному обследованию сооружений с помощью теледиагностического оборудования.

3.15 теледиагностическое оборудование: Оборудование для проведения работ по телевизионной инспекции, включающее транспортный модуль, видеокамеру, систему освещения, систему управления, средства видеозаписи, систему автономного электропитания перечисленных устройств.

3.16 транспортный модуль: Дистанционно управляемое устройство для перемещения видеокамеры и системы освещения по объекту, на котором осуществляются работы по телевизионной инспекции.

3.17 марки: Фиксирующие элементы, жестко закрепленные на конструкции, используемые для снятия показаний съемными приборами.

3.18 датчики: Установленные в конструкции элементы (первичные средства измерения) для определения деформаций, перемещений, силовых воздействий, температуры и др. свойств.

3.19 оценка технического состояния: Установление степени повреждения и категории технического состояния сооружения, включая состояние грунтов основания, на основе сопоставления фактических значений количественно оцениваемых признаков со значениями этих же признаков, установленных проектом или нормативным документом.

3.20 эксплуатация (техническая эксплуатация) водопропускной трубы: Совокупность мероприятий, направленных на приведение водопропускной трубы в работоспособное состояние и поддержание ее в этом состоянии.

Примечание - К мероприятиям эксплуатации относятся: контроль, содержание (включающее уход, планово-предупредительные работы), ремонт, капитальный ремонт и (или) реконструкция.

3.21 содержание искусственного сооружения: Проведение необходимых мер по сохранению состояния конструкций, при котором они способны выполнять заданные функции с параметрами, которые определены требованиями технической документации.

3.22 долговечность искусственного сооружения: Способность сооружения сохранять определенный период времени работоспособное состояние при установленной системе технического обслуживания.

3.23 безопасность эксплуатации: Комплексное свойство объекта противостоять его переходу в аварийное состояние, определяемое проектным решением и степенью его реального воплощения при строительстве: текущим остаточным ресурсом и техническим состоянием объекта; степенью изменения объекта (старение материала, перестройки, реконструкции, капитальный ремонт и т.п.) и окружающей среды как природного, так и техногенного характера; совокупностью антитеррористических мероприятий и степенью их реализации; нормативами по эксплуатации и степенью их реального осуществления.