5.2.1 Испытания по определению тормозного пути
5.2.1.1 К проведению испытаний по определению длины тормозного пути допускают технически исправные единицы железнодорожного подвижного состава, которые прошли испытания по 5.2.3 и 5.2.5.
Испытания проводят:
- для единицы железнодорожного подвижного состава с однорежимным тормозом - при максимальной допустимой загрузке;
- для локомотивов - в экипированном состоянии;
- для грузовых, пассажирских вагонов и моторвагонного подвижного состава, оборудованных устройством регулирования тормозной силы - в порожнем состоянии и с максимальной расчетной загрузкой.
5.2.1.2 Испытания единиц железнодорожного подвижного состава проводят в опытном сцепе с ведущим локомотивом и вагоном-лабораторией. Допускается проводить испытания без использования вагона-лаборатории, если ее функции выполняет ведущий локомотив.
Длину тормозного пути допускается определять тремя способами:
1) методом бросания, при котором непосредственно определяют расстояние (тормозной путь), пройденное единицей железнодорожного подвижного состава от момента срабатывания тормоза до полной остановки;
2) методом последовательных торможений, при котором тормозной путь единицы железнодорожного подвижного состава определяют расчетным способом по результатам измерений тормозных путей опытного сцепа с испытываемой единицей железнодорожного подвижного состава и без нее;
3) методом непосредственных торможений, при котором функции ведущего локомотива и вагона-лаборатории должны быть возложены на испытываемую единицу железнодорожного подвижного состава.
При использовании метода бросания допускается отключать автоматический тормоз ведущего локомотива и вагона-лаборатории, а также устройства, автоматически отключающие тягу ведущего локомотива при разрыве тормозной магистрали. В этом случае при выполнении остановочного торможения опытного сцепа применяют электрический или вспомогательный тормоз ведущего локомотива.
При испытаниях железнодорожного состава, представляющего собой неразъединимый сцеп, состоящий из нескольких вагонов, допускается применять метод бросания.
При проведении испытаний загрузка единиц железнодорожного подвижного состава должна быть не меньше 90% от максимальной расчетной загрузки.
При использовании метода последовательных торможений должны быть соблюдены следующие условия:
- расчетные тормозные пути опытного сцепа и испытываемой единицы железнодорожного подвижного состава (на основании расчета) не должны отличаться более чем на 20%;
- масса испытываемой единицы железнодорожного подвижного состава должна быть не менее 50% от массы опытного сцепа.
Метод последовательных торможений допускается применять только при подтверждении соответствия несамоходных комплексов специального подвижного состава.
5.2.1.3 Длина участка железнодорожного пути, отведенного для испытаний, должна составлять не менее полуторакратного расстояния, необходимого для разгона опытного сцепа до конструкционной скорости испытываемой единицы железнодорожного подвижного состава и его торможения до полной остановки. Дистанцию тормозного пути опытного сцепа принимают равной двукратной длине расчетного тормозного пути испытываемой единицы железнодорожного подвижного состава с конструкционной скорости.
Радиус кривых на участке железнодорожного пути должен быть не менее 900 м; допускается наличие подъемов и спусков с уклоном не более ±10‰, при этом средний уклон на длине тормозного пути не должен превышать ±7‰.
Значение среднего уклона определяют по формуле
, (1)
где - длина участка железнодорожного пути с постоянным профилем, входящая в измеренный тормозной путь, м;
- суммарная длина участков железнодорожного пути, составляющая общий измеренный тормозной путь, м;
- уклон пути каждого из участков пути с постоянным профилем, входящих в измеренный тормозной путь (имеет отрицательное значение для спуска и положительное для подъема), ‰.
5.2.1.4 Испытания проводят при отсутствии атмосферных осадков и видимости не менее расчетного тормозного пути единицы железнодорожного подвижного состава. Рабочая поверхность рельсов и поверхность катания колес единицы железнодорожного подвижного состава должны быть без видимых загрязнений.
Отсутствие атмосферных осадков, дальность видимости, состояние рабочей поверхности рельсов и катания колес определяют визуально.