Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33597-2015 Тормозные системы железнодорожного подвижного состава. Методы испытаний (Переиздание с Поправкой)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автоматический тормоз: Тормоз, приводимый в действие при нарушении целостности тормозной магистрали, петли безопасности и (или) при открытии крана экстренного торможения (стоп-крана).

3.2 вагон-лаборатория: Технический вагон пассажирского типа, предназначенный для размещения испытательного оборудования и средств измерений (оборудование для измерения тормозного пути, скорости начала торможения) при проведении ходовых тормозных испытаний единицы железнодорожного подвижного состава.

3.3 ведущий локомотив: Локомотив, предназначенный для тяги опытного сцепа.

3.4 вспомогательный тормоз: Пневматический тормоз ведущего локомотива, приводимый в действие без разрядки тормозной магистрали.

3.5 гидравлический тормоз: Устройство, в котором сила торможения создается при преобразовании кинетической энергии подвижного состава в тепловую энергию рабочей жидкости в гидротрансформаторе.

3.6 дотормаживание: Автоматический процесс замещения электрического (гидравлического) торможения электропневматическим или пневматическим при малых скоростях движения.

3.7 заданная скорость: Скорость движения опытного сцепа при контроле тормозного пути.

3.8 единица железнодорожного подвижного состава: Отдельный объект железнодорожного подвижного состава, к которому относят локомотивы, моторвагонный подвижной состав, пассажирские и грузовые вагоны локомотивной тяги, а также другой подвижной состав, предназначенный для осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железных дорог.

3.9 исполнительный механизм тормозной системы: Часть пневматического или рельсового тормоза, предназначенная для непосредственного выполнения работы по созданию тормозной силы.

3.10 конструкционная скорость: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на единицу железнодорожного подвижного состава.

3.11 кран экстренного торможения (стоп-кран): Устройство или комплекс устройств, служащие для выпуска воздуха из тормозной магистрали железнодорожного подвижного состава и приведения в действие автоматических тормозов в случае необходимости экстренной остановки.

3.12 магниторельсовый тормоз: Рельсовый тормоз, создающий тормозное усилие путем трения электромагнитного притяжения тормозного башмака к рельсу.

3.13 метод бросания: Метод определения тормозного пути, при котором экстренные торможения выполняют путем принудительной отцепки испытываемой единицы железнодорожного подвижного состава от опытного сцепа при его движении с заданной скоростью.

3.14 метод непосредственного торможения: Метод определения тормозного пути самоходных единиц железнодорожного подвижного состава, при котором набор заданной скорости и экстренное торможение производят без использования опытного сцепа.

3.15 метод последовательных торможений: Метод определения тормозного пути, при котором последовательно осуществляют экстренные торможения опытного сцепа с испытываемой единицей железнодорожного подвижного состава и без нее.

3.16 опытный сцеп: Поезд, составленный из ведущего локомотива, вагона-лаборатории, испытываемой единицы железнодорожного подвижного состава и предназначенный для проведения ходовых тормозных испытаний.

Примечание - Допускается составлять опытный сцеп без вагона-лаборатории. При этом функции вагона-лаборатории (принудительной отцепки и фиксирования момента начала торможения) должны быть возложены на ведущий локомотив.

3.17 орган управления тормозами: Краны машиниста, контроллеры управления тормозами, стоп-краны.

3.18 петля безопасности: Электрический канал управления тормозной системой поезда (электрическая цепь), при разрыве которого (снятие напряжения) происходит экстренное торможение.

3.19 пневматический тормоз: Тормоз единицы железнодорожного подвижного состава с пневматическим управлением и пневматическим исполнительным механизмом.

3.20 раствор: Жидкость, наносимая на поверхность рельсов для снижения коэффициента сцепления.

3.21 расчетная сила нажатия тормозных колодок на ось: Показатель, характеризующий тормозную эффективность единицы подвижного состава и используемый для расчета обеспеченности железнодорожного подвижного состава в эксплуатации.

Примечание - Расчетная сила нажатия должна быть приведена к чугунным тормозным колодкам.

3.22 рельсовый тормоз: Вид исполнительного тормозного механизма, в котором сила торможения создается в результате непосредственного контакта тормозного башмака, размещенного на единице железнодорожного подвижного состава, с рельсом.

3.23 стационарные тормозные испытания: Тормозные испытания, проводимые в статическом состоянии единицы железнодорожного подвижного состава.

3.24 тормозные испытания: Испытания по проверке требований безопасности, предъявляемых к тормозным системам единиц железнодорожного подвижного состава.

3.25 тормозной путь: Расстояние, проходимое единицей железнодорожного подвижного состава или поездом при выполнении экстренного торможения за время от момента воздействия на органы управления тормозами до полной остановки.