Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33248-2015 (ISO/IEC 24751-2:2008) Информационная технология (ИТ). Индивидуализированные адаптируемость и доступность в обучении, образовании и подготовке. Часть 2. Индивидуальные потребности и предпочтения при цифровой доставке по системе "доступ для всех"

     5 Основные принципы


Основные понятия и принципы представлены в информационной системе настоящего стандарта. Эти понятия раскрыты ниже.

5.1 Функциональный подход


Информация, собранная как потребности и предпочтения пользователя с точки зрения обеспечения общедоступности, связана с возможностями пользователя и вспомогательной технологией или другой нестандартной технологией доступа (функциональный подход), а не с наименованием и особенностями физических отклонений пользователя (медицинский подход). При использовании медицинского подхода на определенном этапе обучающей системе также потребовалась бы информация о функциональных возможностях пользователя для адаптации контента и навигации. Медицинский подход исключил бы множество деталей, необходимых системе. Например, пользователь с проблемой с обучаемостью: проблемы с обучаемостью многообразны, и их классификация не включает набор опций, которые могут быть предложены в функциональном описании. Другим примером могут служить потребности и предпочтения слепого пользователя. Тот факт, что пользователь слепой (медицинский подход) не указывает однозначно, может ли он прочитать шрифт Брайля, подойдет ли ему вывод информации на дисплей Брайля или необходим речевой вывод. Только функциональный подход однозначно определяет это. Множество пользователей с ограниченными возможностями и пользователей с дополнительными потребностями и предпочтением нуждаются в том, чтобы пользовательский интерфейс был совместим со вспомогательной или нестандартной технологией, которую они используют, так как их потребности и предпочтения требуют использования специального аппаратного или программного обеспечения.

5.2 Создание персонального профиля потребностей и предпочтений


Создание персонального профиля потребностей и предпочтений пользователя с точки зрения обеспечения общедоступности может быть выполнено различными способами. Наиболее часто используется интерактивная форма (мастер), которая предлагает пользователю ответить на ряд вопросов и на основе полученных ответов генерирует профиль. Это приложение может быть интегрированным в систему управления контентом или автономным. Если у пользователя уже есть профиль, он должен быть в состоянии изменить, расширить, заменить или полностью удалить его при необходимости. У пользователя должна быть возможность создания нескольких различных профилей и удобного переключения между ними, например, дома, в учебном заведении, в тихом или шумном месте и др. Также необходима возможность перемещения своего профиля требований и предпочтений в другие системы для повторного использования.

5.3 Отображение, управление и содержание

Потребности и предпочтения подразделяются на три группы, связанные с отображением, управлением и элементами содержания. Потребности и предпочтение применительно к отображению определяют, какой способ представления информации предпочитает пользователь. Потребности и предпочтение применительно к управлению определяют, как пользователь предпочитает управлять устройством. Наконец, потребности и предпочтение применительно к содержанию определяют, какой дополнительный, усовершенствованный, адаптированный или альтернативный контент необходим обучаемому.

5.4 Множество контекстов


Обучаемый может иметь один или несколько профилей потребностей и предпочтений. Несколько профилей необходимы потому, что потребности и предпочтения обучаемого могут меняться в процессе обучения. Изменение требований может быть вызвано изменениями их среды (например, в домашней системе могут быть использованы иные технологии, нежели в учебном заведении) и (или) другие факторы (например, потребности могут измениться позже в течение дня с увеличением усталости, или при смене дисциплины, например при переходе от точной науки к литературе).

5.5 Потребности и предпочтения


Настоящий стандарт описывает и потребности, и предпочтения, при этом крайне важно их различать. Как сказано в эталонной модели, требования интероперабельности для пользователей с ограниченными возможностями должны соответствовать там, где это возможно, требованиям обычных пользователей. Однако, чтобы избежать излишней детализации и ситуации, когда пользователи выдают свои особые предпочтения за потребности, стандарт включает приоритетную оценку для каждой конфигурации и технологической опции. Это позволяет пользователям заявлять, например, что они предпочитают использовать клавиатуру (возможно, из-за хронического растяжения сухожилий от использования "мыши"), но что они могут использовать мышь для управления приложением, если никакая адаптация не доступна. Уровни приоритетов:

- требуемый: обучаемый не в состоянии использовать контент или инструменты, которые не обеспечивают эту особенность или не позволяют это преобразование.

- желательный: обучаемый предпочитает контент или инструменты, которые обеспечивают эту особенность или позволяют это преобразование.

- опциональный: обучаемый использовал бы данную возможность, если выбранный контент или инструмент предлагает такую возможность.

- запрещенный: обучаемый не в состоянии использовать контент или инструменты, которые включают эту особенность или требуют этого преобразования; эта особенность должна быть выключена, если это возможно, и контент, включающий ее, не должно быть предложен.

5.6 Стандартные и специфические конфигурации

В общем случае, все приложения в пределах конкретного класса систем альтернативного доступа имеют схожий набор функций. Например, устройства воспроизведения экранного текста, в общем случае, позволяют пользователям устанавливать темы воспроизведения текста. В дополнение к этому общему множеству функций, некоторые производители добавляют опции, уникальные для их приложений.     

Профили потребностей и предпочтений идентифицируют и разделяют эти стандартные параметры настройки на различные классы альтернативных систем доступа, обеспечивая пользователям возможность описания своих потребностей и предпочтений вне зависимости от производителя устройства. Эти стандартные параметры настройки применимы к любому приложению в пределах класса. Также, профили потребностей и предпочтений предоставляют производителям механизм, чтобы определить их собственные настройки (уникальные для данного производителя), и для пользователя, чтобы запросить их.