Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 17258-2015 Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Бенчмаркинг (Переиздание)

Введение


Бенчмаркинг используют в различных областях бизнеса. Методология "Шесть сигм" требует обязательного проведения анализа с использованием процесса бенчмаркинга. Иными словами требуется метод сравнения уровней качества, эффективности и производительности процессов организации с современными процессами на лучших предприятиях. Настоящий стандарт устанавливает, что надо сравнивать и как провести правильное сравнение уровней качества, эффективности и производительности в организациях. Числовые значения, полученные в результате бенчмаркинга, можно использовать при составлении программы улучшений и для анализа улучшений, достигнутых организацией. Методы, установленные в настоящем стандарте, могут также быть использованы в других процессах организации, таких как анализ соответствия требованиям или анализ финансовых показателей.

Бенчмаркинг - это процесс сбора и обработки данных и информации и сопоставления результатов. Бенчмарка - ориентир для сравнения.

Основной методологией бенчмаркинга является основанное на прозрачности и универсальном анализе доверие к процессу вычислений и полученным результатам так, чтобы сопоставление организацией было принято всеми сторонами.

Бенчмарка и принципы методологии "Шесть сигм"

Обычно число сигм представляет собой число в пределах от числа, близкого к нулю, до 10 или более. "Шесть сигм" соответствует приблизительно 3,4 дефекта на миллион (см. ИСО 13053-1 5.3 для машиностроительных и электронных отраслей) и традиционно считалось "мировым уровнем" качества. Для других видов промышленности число сигм и бенчмарку "мирового уровня" определяют в зависимости от критичности дефектов. И для различных отраслей и рынков сбыта "мировой уровень" может быть различным.

Сигмовый уровень качества представляет собой оценку доли дефектов (как правило, выраженный в виде числа дефектов на миллион). Сигмовым "мировым уровнем" является такой уровень несоответствий, который дает возможность поставлять продукцию и услуги высшего качества.

Бенчмаркинг применим ко всем видам промышленности, всем типам процессов, организациям любого объема и ко всем методологиям улучшения совместно с DMAIC или методам, относящимся к разработкам для методологии "Шесть сигм".

Критерии и дефекты

Сигмовый уровень качества основан на отношении оценки (наблюдаемого или предсказанного) количества дефектов к общему количеству объектов в соответствии с требованиями и изменчивостью процесса (например, один дефект на миллион).

Дефект - это состояние продукции, которое не нравится потребителю или пользователю или оказывает негативное влияние на деятельность организации.

Идентифицированы два типа потребителей:

- конечный пользователь или потребитель (взаимоотношения вида - бизнес для потребителя);

- партнер по бизнесу в цепи поставок (взаимоотношения вида - бизнес для бизнеса).

У потребителя существуют некоторые требования к продукции, но чаще всего они выражены в неявном виде. Эти требования не обязательно являются многочисленными, они могут быть представлены в следующем виде:

1) Безопасность продукции или услуги при использовании по назначению (безопасность, защищенность).

2) Выполнение поставленной продукцией и/или оказываемой услугой своих основных функций (функциональность, комфортность).

3) Готовность и безотказность при использовании продукции/услуги по назначению (простота в использовании, готовность и безотказность).

4) Отсутствие вреда пользователям (этического) или окружающей среде (контроль загрязнения).

Эти четыре критерия охватывают большую часть потребностей потребителя для всех видов промышленности на всех континентах.

У потребителя могут быть и другие критерии, но все они, вероятно, могут быть сведены в итоге к критериям, описанным выше.

Цепочка поставок

Цепочка поставок представляет собой всю последовательность - от поставщика исходной продукции через передающие звенья до конечной продукции или услуги для потребителя. У каждой организации существует своя цепочка поставок.

Примеры:

- Нефтегазовый сектор - от морского добывающего комплекса (извлечение нефти) до продавца бензина и потребителя.

- Пищевая промышленность - от полей и садов (сырье) до потребителя.

- Автомобильный сектор - от поставщиков комплектующих до поставщика автомобилей.

- Косметический сектор - от молекулы до духов или кремов.

В "общий" уровень качества продукции или эффективности услуг, поставляемых потребителю, входят качество и эффективность работы отдельных передающих звеньев в цепи поставок.