Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 13053-2-2015 Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 2. Методы (Переиздание)

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 бенчмаркинг (benchmarking): Метод сравнения между собой деятельностей организаций, занимающих лидирующие позиции в определенном сегменте рынка.

2.2 мозговой штурм (brainstorming): Групповой творческий метод, целью которого является выработка большого количества идей.

2.3 диаграмма причин и следствий (диаграмма Исикавы, диаграмма причинно-следственных связей) (cause and effect diagram): Визуальное средство логического структурирования возможных причин проблемы в ходе действий по анализу проблемы (например, в ходе мозгового штурма).

2.4 общая причина (common cause): Причина изменчивости параметров процесса, присущая данному процессу в течение продолжительного времени.

2.5 доверительный интервал (confidence interval): Интервал, который накрывает оцениваемый параметр с вероятностью не менее (), обычно 95% или 99%.

2.6 непрерывные данные (continuous data): Данные, представляющие собой результаты измерений величин по непрерывной шкале, значения которых представляют собой действительные числа.

2.7 критичный для качества; CTQ (critical-to-quality, CTQ): Критичные характеристики, которые должны быть выполнены для удовлетворения требований потребителя.

2.8 потребитель (customer): Организация или физическое лицо, получающие продукцию.

Примечание - Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к организации.


[ИСО 9000:2005, 3.3.5]

2.9 дефект (defect): Невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием.

[ИСО 9000:2005, 3.6.3]

2.10 возможность дефекта (defect opportunity): Любое измеримое событие, вызывающее возможный дефект.

2.11 дефектная единица продукции (defective unit): Единица продукции с одним или несколькими дефектами.

[ИСО 3534-2:2006, 1.2.16]

2.12 проектирование экспериментов; DOE (design of experiments, DOE): Систематизированная методология работы с информацией, целью которой является улучшение анализируемого процесса.

Примечание 1 - Анализ процесса выполняют на основе статистических моделей.

Примечание 2 - Для проверки улучшений и проверки их результативности могут быть использованы методы моделирования и оптимизации.

2.13 дискретные данные (discrete data): Данные, к элементам которых применима операция классификации, но сами элементы неделимы, то есть их нельзя разделить на совокупность некоторых других элементов.

Примечание 1 - Группы, на которые каким-либо образом можно подразделить непрерывные данные, могут быть рассмотрены как дискретные данные.

Примечание 2 - Данные, классифицированные по различным признакам, являются дискретными и называются "альтернативными данными".

Примечание 3 - Данные символьного или порядкового типов дискретны.

2.14 экологический аспект (environmental aspect): Подход, в соответствии с которым деятельность, продукцию или услугу рассматривают во взаимодействии с окружающей средой.

2.15 анализ выполнения в контрольных точках (gate review): Анализ проекта, проводимый спонсором проекта при завершении каждого этапа DMAIC с целью подтверждения выполнения результатов данного этапа.

2.16 вход (input): Ресурс, который является исходным для начала действий при осуществлении процесса и/или подвергается преобразованию в выход процесса.

2.17 модель Кано (Kano model): Прием управления качеством, используемый для ранжирования требований потребителя.

2.18 анализ измерительных систем; MSA (measurement system analysis): Серия исследований, направленных на проверку функционирования измерительной системы.