Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 13053-1-2015 Статистические методы. Количественные методы улучшения процессов "Шесть сигм". Часть 1. Методология DMAIC (Переиздание)

     4 Основы подхода концепции "Шесть сигм" в организации

4.1 Общие положения

Главной целью подхода концепции "Шесть сигм" при разработке проектов является поиск решения конкретной проблемы для достижения бизнес-целей организации. Проекты "Шесть сигм" следует предпринимать, только когда решение проблемы еще не найдено.

Установленные действия по проекту "Шесть сигм" включают:

a) сбор данных;

b) анализ данных для извлечения информации;

c) выработку решения;

d) обеспечение достижения желаемых результатов.

При выполнении этих действий следует отдавать предпочтение практическому подходу (см. таблицу 1).


Таблица 1 - Основы методологии "Шесть сигм"

Вопрос

Этап методологии "Шесть сигм"

Описание

Какова проблема?

Определение

Определение направления работ

На каком этапе сейчас находится процесс?

Измерение

Измерение текущих показателей процесса, которые необходимо улучшить

Что является причиной проблемы?

Анализ

Анализ процесса для установления главной причины неудовлетворительной работы процесса

Что можно сделать для устранения проблемы?

Улучшение

Улучшение процесса путем проверки и анализа возможных решений устойчивого улучшенного процесса

Как сохранить процесс в данном состоянии?

Контроль

Контроль улучшенного процесса посредством создания стандартизованного процесса, способного функционировать и постоянно улучшаться для поддержания требуемых характеристик в течение длительного времени

4.2 Обратная связь с потребителем

Обратная связь с потребителем должна действовать в течение всего проекта "Шесть сигм". Потребителем может быть спонсор проекта, внутренние или внешние потребители. Важно, чтобы каждый проект "Шесть сигм" начинался с определения потребностей и ожиданий потребителей. Впоследствии на каждом этапе при контроле результатов выполненных работ необходимо убедиться в отсутствии отклонений от первоначальных ожиданий потребителя.

4.3 Отчетность

Методология улучшения "Шесть сигм" должна быть направлена на повышение финансовой эффективности, но она также должна учитывать безопасность и удовлетворенность потребителя.

Во всех случаях в качестве первого шага должна быть внедрена учетная модель, позволяющая правильно оценивать финансовые показатели процесса. Это позволяет финансовому и производственному подразделениям использовать один и тот же набор данных и прогнозировать аналогичные результаты.

Показатели исследуемого проекта следует оценивать с точки зрения результативности и пригодности для потребителя или эффективности для бизнеса. Руководитель проекта должен регулярно анализировать показатели проекта.

4.4 Зрелость процессов в организации

Непрерывное улучшение охватывает набор действий, повышающих продуктивность работы организации. Концепция зрелости была введена для оценки разных уровней результативности деятельности организации и составления плана действий по непрерывному улучшению проектов. Обычно используют пять уровней зрелости:

- начальный (уровень 1): в организации отсутствует описание процессов;

- управляемый (уровень 2): процесс удовлетворения требований потребителя формальный;

- определенный (уровень 3): определены процессы во всей организации;

- управляемый на основе количественных данных (уровень 4): всеми процессами уровня 3 управляют и выполняют необходимые измерения;

- совершенствуемый (уровень 5): все процессы в организации постоянно улучшают.

В организации, применяющей методологию "Шесть сигм", уровни зрелости постепенно изменяются. Каждый этап развития обусловливает соответствующие план действий непрерывного улучшения и уровень зрелости организации. Уровни зрелости показаны на рисунке 1.


Рисунок 1 - Непрерывное улучшение и уровни зрелости процессов