4.3.1 Организация должна непрерывно работать над улучшением безопасности потребительских товаров, это должно быть частью ее организационной культуры. Мероприятия по совершенствованию могут варьироваться от незначительных до существенных улучшений в организации и/или цепи ее поставок.
Основой для эффективного и действенного улучшения является принятие решений на базе оценки собранной информации и инкорпорирование полученных знаний. Организация должна обосновать выбор конкретной цели для улучшения товара или процесса, основываясь на таком анализе.
В частности, стратегия постоянного улучшения должна применяться к процессу по обеспечению безопасности при разработке, производстве и размещении потребительских товаров на рынке, например:
- деятельность по улучшению в разработке продукции может проводиться с привлечением фокус-групп, так как при этом можно проследить за ожидаемым использованием товара в различных ситуациях и определить, как данный товар используется или рассматривается различными группами возможных потребителей (информацию о фокус-группах см. в приложении А).
Примечание - Работа с фокус-группами включает в себя неформальные дискуссии с репрезентативной выборкой потребителей для того, чтобы собрать и/или оценить информацию о том, как они используют товар в различных жизненных ситуациях, а также определить, как работает этот товар с точки зрения потребителя;
- деятельность по улучшению на стадии производства может включать в себя получение обратной связи от сотрудников и/или тестирование текущего производства;
- деятельность по улучшению на стадии размещения на рынке может включать в себя (но не ограничиваться) получение комментариев или жалоб от поставщиков или потребителей и создание небольшой рабочей группы, которая будет на их основании предлагать изменения в процесс проектирования или производства товара или другие корректирующие действия.
Все мероприятия по постоянному улучшению и полученные в их процессе результаты должны быть задокументированы. Полученные данные должны регулярно проверяться руководством, чтобы удостовериться в том, что процесс непрерывного совершенствования идет постоянно и вносимые изменения не приводят к новым проблемам безопасности.
4.3.2 Организация должна придерживаться структурированного подхода к процессу постоянного улучшения, который должен быть прописан в плане по управлению безопасностью продукции. В качестве примера основные шаги этого подхода представлены на рисунке 2. Такой подход состоит из следующих этапов:
а) выявление проблем и принятие решений;
б) разработка плана действий;
в) изменения продукции или цепочки процессов;
г) мониторинг улучшений всеми членами цепочки поставок.
Существуют и другие модели, например:
- метод, описанный в ГОСТ ISO 9000, включающий в себя документирование, оценку проблемы, выявление и реализацию мер для исправления проблемы, а также мониторинг и оценки эффекта от корректирующих действий: цикл при этом продолжается до тех пор, пока проблема не будет решена.
Рисунок 2 - Пример приближения к постоянному улучшению