Перечень дефектов и повреждений элементов соединений и пересечений железнодорожных путей
Таблица А.1
Наименование дефектов и повреждений элементов и основные причины их появления и развития | Схематическое изображение дефекта, обозначение и расположение | Характер дефекта, способ выявления |
Остряки и сердечники крестовин с непрерывной поверхностью катания | ||
Выкрашивание гребнеобразного наплыва в сторону рамного рельса в зоне боковой строжки остряка из-за недостаточной контактно-усталостной прочности металла | ДО.11.2 Вне стыка | Глубина выкрашивания, мм: |
Внешний осмотр | ||
Выкрашивание остряков от острия до первой стрелочной тяги из-за усиленного бокового воздействия колес. Выкрашивание острия подвижного сердечника | ДО.14.2 Вне стыка ДСН.14.2 | Глубина выкрашивания более 3 мм на длине, мм: |
Внешний осмотр | ||
Трещины в головке и изломы из-за них в зоне выпрессовки корня | ДО.20.2 Вне стыка ДСН.20.2 | Элементы с трещинами любой величины |
Внешний осмотр, средства неразрушающего контроля | ||
Седловины в зоне выпрессовки из-за изменения структуры металла при ее выполнении | ДО.41.2 Вне стыка ДСН.41.2 | Глубина седловины на длине 1 м, мм: |
Внешний осмотр | ||
Седловины на поверхности катания остряка от первой тяги до сечения 50 мм вследствие завышения его над рамным рельсом | ДО.42.2 Вне стыка ДСН.42.2 | Глубина седловины, мм: |
Внешний осмотр | ||
Трещины в подошве и изломы из-за них в зоне выпрессовки | ДО.60.2 Вне стыка ДСН.60.2 | Элементы с трещинами любой величины |
Внешний осмотр, средства неразрушающего контроля | ||
Местный износ подошвы остряка, сердечника в зоне опирания на подушки подкладок из-за недостаточной прочности металла | ДО.61.2 Вне стыка ДСН.61.2 | Износ подошвы, мм: |
Внешний осмотр | ||
Трещины и изломы остряков, сердечников, развивающиеся с подошвы в местах острых кромок и надрывов металла от боковой строжки подошвы | ДО.65.2 Вне стыка ДСН.65.2 | Элементы с трещинами любой величины |
Внешний осмотр | ||
Неприлегание остряка к рамному рельсу, а также остряков или подвижных сердечников к подушкам подкладок из-за саморазгиба, вертикального выгиба и пропеллерности | ДО.80 Вне стыка ДСН.80 | Допускаемые отклонения в соответствии с национальными нормативными документами государств, приведенных в предисловии |
Внешний осмотр | ||
Рамные рельсы, усовики крестовин с непрерывной поверхностью катания | ||
Выкрашивание металла рамного рельса по боковой выкружке в зоне прилегания остряков из-за недостаточной контактно-усталостной прочности металла | ДР.11.2 Вне стыка ДУН.11.2 | Глубина выкрашивания, мм: |
Внешний осмотр | ||
Поперечные трещины и выкрашивания (насечки) на головке в зоне перекатывания колес с остряка на рамный рельс и с сердечника на усовик вследствие недостаточной контактно-усталостной прочности металла | ДР.21.2 Вне стыка ДУН.21.2 | Глубина выкрашивания любой величины |
Внешний осмотр, средства неразрушающего контроля | ||
Трещины и изломы усовиков, развивающиеся с подошвы в местах острых кромок и надрывов металла от боковой обработки подошвы | ДУН.65.2 | Трещины любой величины |
Внешний осмотр | ||
Крестовины | ||
Откол металла головки в хвостовом торце сердечника из-за дефектов литья (раковины, поры и т.п.) | ДС.10.1 Вне стыка | Глубина выкрашивания при длине более 30 мм, мм: |
Внешний осмотр | ||
Выкрашивание рельсовой или литой части усовика по линии врезки из-за недостатков конструкции | ДУ.12.2 Вне стыка | Глубина выкрашивания, мм: |
Внешний осмотр | ||
Выкрашивания на боковой выкружке сердечника и литой части усовиков из-за несвоевременного удаления наплывов | ДО.13.2 Вне стыка ДУ.13.2 | Глубина выкрашивания при длине более 50 мм, мм: |
Внешний осмотр | ||
Отслоение и выкрашивание на поверхности катания литой части усовика и сердечника в зоне перекатывания из-за повышенного динамического воздействия колес | ДС.14.1-2 В стыке | Глубина выкрашивания более 3 мм на длине, мм: |
Внешний осмотр | ||
Выкрашивание наплавленного слоя на поверхности катания литой части усовика и сердечника | ДС.18.1-2 В стыке | Глубина выкрашивания, мм: |
Внешний осмотр | ||
Поперечные трещины литой части усовика и сердечника из-за дефектов отливки | ДС.20.2 Вне стыка ДУ.20.2 | Трещины любой величины |
Внешний осмотр | ||
Поперечные трещины и изломы рельсового усовика в зоне переднего конца врезки из-за недостатков ее конструкции | ДУ.22.2 Вне стыка | Трещины любой величины |
Внешний осмотр, средства неразрушающего контроля | ||
Поперечные трещины литой части усовика и сердечника в зоне наплавки | ДС.28.2 Вне стыка | Глубина трещины, мм: |
Внешний осмотр | ||
Поперечные трещины и изломы хвостовиков сердечников и цельнолитых крестовин | ДС.29.1 Вне стыка | Трещины любой величины |
Внешний осмотр | ||
Горизонтальное расслоение литой части усовика и сердечника из-за наличия оксидных плен и неспаев в металле | ДС.30Г.2 Вне стыка ДУ.30Г.2 | Крестовины с расслоениями, на любой длине |
Внешний осмотр | ||
Седловины на усовике в зоне передней врезки и на сердечнике в узкой его части | ДС.42.2 Вне стыка ДУ.42.2 | Глубина седловины, мм: |
Внешний осмотр | ||
Трещины в шейке хвостовой части сердечника из-за наличия литейных дефектов | ДС.50.1 В стыке | Трещины любой величины |
Внешний осмотр | ||
Трещины в подошве из-за наличия дефектов в литье, а также заусенцев и ступенек после фрезерования верха подошвы хвостовой части сердечника | ДС.60.1-2 В стыке и вне стыка | Трещины любой величины |
Внешний осмотр | ||
Выколы в подошве хвостовой части сердечника | ДС.63.1 В стыке | Выколы любой величины |
Внешний осмотр | ||
Рельсы крестовины в сборе с контррельсами (ходовые рельсы) | ||
Смятие головки рельса в виде седловины против зоны перекатывания колес с усовика на сердечник и обратно | ДХ.44.2 Вне стыка | Глубина седловины на длине 1 м, мм: |
Внешний осмотр | ||
Контррельсы | ||
Выкол головки контррельса из-за повышенного бокового воздействия колес | ДК.14.2 Вне стыка | Выколы любой величины |
Внешний осмотр | ||
Поперечные трещины в головке контррельса и изломы из-за них вследствие повышенного бокового воздействия колес | ДК.24.2 Вне стыка | Трещины любой величины |
Внешний осмотр | ||
Трещины от болтовых отверстий в контррельсе и изломы из-за них вследствие повышенного бокового воздействия колес | ДК.54.2 Вне стыка | Трещины любой величины |
Внешний осмотр | ||
Выкрашивание гребнеобразного наплыва на контррельсах из спецпрофиля | ДКС.41.1 | Глубина выкрашивания, мм: |
Внешний осмотр | ||
Дефекты в подкладках с подушками | ||
Изломы и трещины в подкладках с подушкой, на заклепках | ДПС 100 К | Изломы и трещины любой величины и конфигурации |
Внешний осмотр | ||
Изломы и трещины в подкладках с подушкой, изготовленной методом штамповки | ДПС 100 Ш | Изломы и трещины любой величины и конфигурации |
Внешний осмотр | ||
Изломы и трещины в подкладках с подушкой, изготовленной с использованием сварки | ДПС 100 С | Изломы и трещины любой величины и конфигурации |
Внешний осмотр | ||
Дефекты и повреждения элементов переводных устройств | ||
Распрессовка элементов в соединении тяг | ДПУ 110 | Расспресовка любого вида |
Внешний осмотр | ||
Изгиб межостряковых тяг из-за набегания тыльной части колес на отведенный остряк | ДПУ 111 | Изгиб любого вида |
Внешний осмотр | ||
Излом тяг из-за некачественного изготовления на заводе-изготовителе или повышенного воздействия подвижного состава на стрелочный перевод | ДПУ 112 | Трещины любой величины |
Внешний осмотр | ||
Изломы и трещины кляммеры внешнего замыкателя | ДПУ 113 | Трещины любой величины |
Внешний осмотр | ||
Изломы и трещины в планке внешнего замыкателя | ДПУ 114 | Трещины любой величины |
Внешний осмотр | ||
Сварные соединения (контактная сварка) | ||
Поперечные трещины в головке из-за нарушений технологий сварки в месте сварного шва | ДО 26.3 | Трещины любой величины |
Внешний осмотр, средства неразрушающего контроля | ||
Смятие головки из-за неравномерности механических свойств металла в месте сварного стыка | ДО 46.3 | Глубина смятия, мм: |
Внешний осмотр | ||
Трещины в шейке в месте сварного шва | ДО 56.3 | Трещины любой величины |
Внешний осмотр, средства неразрушающего контроля | ||
Трещины в подошве из-за нарушений технологии сварки рельсов в месте сварного шва | ДО 66.3 | Трещины любой величины |
Внешний осмотр, средства неразрушающего контроля | ||
Сварные соединения (алюминотермитная сварка) | ||
Поперечные трещины в головке из-за нарушений технологий сварки в месте сварного шва | ДСТ 26.4 | Трещины любой величины |
Внешний осмотр, средства неразрушающего контроля | ||
Смятие головки из-за недостаточной прочности металла сварного шва или нарушений технологий сварки | ДСТ 46.4 | Глубина смятия, мм: |
Внешний осмотр | ||
Трещины в шейке в месте сварного шва из-за нарушений технологий сварки | ДСТ 56.4 | Трещины любой величины |
Внешний осмотр, средства неразрушающего контроля | ||
Трещины в подошве из-за нарушений технологий сварки рельсов в месте сварного шва | ДСТ 66.4 | Трещины любой величины |
Внешний осмотр, средства неразрушающего контроля | ||
Все дефекты, повреждения и изломы элементов соединений и пересечений железнодорожных путей обозначают буквами, двузначным числом и вспомогательной третьей цифрой. Первая буква "Д" обозначает сам дефект. Вторая буква обозначает конкретный элемент соединений и пересечений железнодорожных путей: "О" - остряк; "Р" - рамный рельс; "У" - усовик крестовины; "УН" - усовик крестовины с непрерывной поверхностью катания; "С" - сердечник крестовины; "СН" - сердечник крестовины с непрерывной поверхностью катания; "X" - ходовые рельсы у контррельса; "К" - конттрельсы из спецпрофилей типа РК; "КС" - контррельс из уголка контррельсового; "Т" - алюмотермитная сварка; "СП" - приварные рельсы; "ПС" - подушка с подкладкой; "К" - заклепки; "Ш" - изготовление методом штамповки; "С" - изготовление с использованием сварки; "ПУ" - переводное устройство. Цифры характеризуют вид дефекта или повреждения, место их расположения по сечениям элементов соединений и пересечений железнодорожных путей и основные причины их возникновения. В Российской Федерации действуют ГОСТ Р 51685-2013 "Рельсы железнодорожные. Общие технические условия" и ГОСТ Р 55820-2013 "Рельсы железнодорожные остряковые. Технические условия" |