В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 соединения и пересечения железнодорожных путей: Специальные конструкции рельсовых путей, служащие для обеспечения коммуникаций железнодорожного подвижного состава между путями, по которым он обращается, и выполнения специальных функций по защите от несанкционированного выезда железнодорожного подвижного состава на пути, движение по которым для данного железнодорожного подвижного состава не допускается, а также для компенсации температурных перемещений рельсовых элементов железнодорожного пути.
3.2 сплетения и совмещения путей: Часть путей двухпутного участка, где одна рельсовая колея смонтирована на другую и уложена по общим шпалам при помощи двух крестовин без стрелок для сплетений и одной крестовины и одной стрелки для совмещений. При этом смонтированные пути могут иметь разную ширину колеи. Применяют для необходимости временно освободить земляное полотно при производстве различных видов ремонтных работ в стесненных условиях.
3.3 переводы стрелочные и пересечения глухие: Специальные конструкции рельсовых путей, служащие для соединения, разветвления и пересечения железнодорожных путей, с целью направления движения железнодорожного подвижного состава с одного пути на другой.
3.4 переводы стрелочные одиночные: Переводы, состоящие из стрелки, соединительной части, крестовинной части, комплекта переводных брусьев и переводных устройств.
3.5 переводы стрелочные обыкновенные: Переводы, имеющие один путь - основной, другой - ответвленный.
Примечание - Как правило, основной - прямой путь, ответвленный - криволинейный путь.
3.6 переводы стрелочные симметричные: Переводы, имеющие оба направления криволинейные, разветвляющие один путь на два под одинаковыми углами.
3.7 переводы стрелочные криволинейные разносторонние: Переводы, имеющие оба направления криволинейные, разветвляющие один путь на два под разными углами.
3.8 переводы стрелочные криволинейные односторонние: Переводы, имеющие оба направления криволинейные, поворачивающие основной и ответвляющий пути в одну сторону.
3.9 переводы стрелочные двойные перекрестные: Переводы, обеспечивающие движение поездов по четырем направлениям - по двум прямым взаимно пересекающимся и по двум боковым.
3.10 пересечения глухие: Конструкции, предназначенные для пересечения двух путей в одном уровне. В зависимости от угла пересечения подразделяются на прямоугольные и косоугольные.
3.11 пересечение глухое прямоугольное: Конструкция, обеспечивающая взаимное пересечение двух рельсовых путей под углом 90°.
3.12 пересечение глухое косоугольное: Конструкция, обеспечивающая взаимное пересечение двух рельсовых путей под углом, отличным от 90°.
3.13 съезд одиночный: Конструкция, включающая два одиночных обыкновенных стрелочных перевода с соединительным участком, обеспечивающая перевод железнодорожного подвижного состава с одного соседнего пути на другой.
3.14 съезд перекрестный: Конструкция, включающая четыре одиночных обыкновенных стрелочных перевода и глухое пересечение, обеспечивающая перевод железнодорожного подвижного состава с одного соседнего пути на другой по двум взаимно пересекающимся направлениям.
3.15 стык уравнительный: Конструкция, предназначенная для компенсации изменений длины рельсовых нитей, возникающих в результате изменения температуры и воздействия нагрузок от железнодорожного подвижного состава.
3.16 прибор уравнительный: Конструкция, предназначенная для компенсации изменений длины мостовых пролетных строений и рельсовых нитей, возникающих в результате изменения температуры и воздействия нагрузок от железнодорожного подвижного состава.
3.17 стрелки сбрасывающие: Устройства, предназначенные для устранения возможных случайных выходов потерявшего управление подвижного состава на пути со стоящим или двигающимся железнодорожным подвижным составом.
3.18 сбрасыватели тормозных башмаков (башмакосбрасыватели): Устройства, предназначенные для сбрасывания с рельсов двухбортных тормозных башмаков на железнодорожных путях подгорочного парка.
3.19 колесосбрасыватель (сбрасывающий башмак): Устройство, обеспечивающее принудительный сброс с рельсов колес, самопроизвольно движущегося железнодорожного подвижного состава на запрещенные для его принятия пути.
3.20 контррельсы-протекторы: Устройства, предназначенные для уменьшения бокового износа остряка (как правило, кривого) и повышения безопасности движения поездов на станционных путях магистральных железнодорожных линий с преимущественным движением поездов по боковому направлению.
3.21 механизмы переводные: Совокупность устройств, обеспечивающих перевод остряков (сердечников) из одного положения в другое.
3.22 замыкающие устройства и запорные приспособления: Устройства, предназначенные для обеспечения контролируемого замыкания остряка, прижатого к рамному рельсу (подвижного сердечника, прижатого к усовику), с целью повышения безопасности движения поездов.
3.23 замки рельсовые для разводных мостов: Устройства, предназначенные для обеспечения соединения рельсов и плавного прохода железнодорожного подвижного состава, а также для компенсации изменения длины рельсовых нитей, возникающего в результате изменения температуры и воздействия нагрузок от железнодорожного подвижного состава на мостовое пролетное строение.
3.24 стрелка: Часть стрелочного перевода, предназначенная для изменения направления движения поезда на один из путей, примыкающих к стрелочному переводу.
3.25 соединительные пути: Часть стрелочного перевода, соединяющая стрелку и крестовинную зону.
3.26 крестовина острая: Элемент стрелочного перевода, предназначенный для пересечения двух рельсовых нитей разных направлений движения под углом менее 90°, состоящий из сердечника и двух усовиков.
3.27 крестовина тупая: Элемент стрелочного перевода, предназначенный для пересечения двух рельсовых нитей разных направлений движения под углом более 90°, состоящий из двух сердечников, усовика и контррельса.