Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     ГОСТ Р 56645.5-2015

     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ ДИЗАЙН-МЕНЕДЖМЕНТА

Термины и определения

Design management systems. Terms and definitions

     

ОКС 01.040.03
          03.100.01

Дата введения 2016-06-01

     

     Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4, при участии Открытого акционерного общества "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД")

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 октября 2015 г. N 1577-ст

4 Настоящий стандарт идентичен стандарту Британии BS 7000-10:2008* "Системы дизайн-менеджмента. Часть 10. Термины и определения" (BS 7000-10:2008 "Design management systems - Part 10: Vocabulary of terms used in design management", IDT).     

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)



Введение


Настоящий стандарт идентичен стандарту BS 7000-10:2008 "Design management systems - Part 10: Vocabulary of terms used in design management" ("Системы дизайн-менеджмента. Часть 10. Термины и определения").

Настоящий стандарт охватывает терминологию, используемую в рамках дизайн-менеджмента во всех секторах отрасли промышленности, торговли, сервиса и общественного сектора. Распространяется на следующие области: техника, сервисы, программное обеспечение, производство и проектирование, а также признает важность интеллектуальных и иных прав.

Настоящий стандарт направлен на повышение понимания терминов, используемых в дизайн-менеджменте, установления взаимопонимания между профессионалами дизайна. Как правило, в дизайн-деятельности принимают участие специалисты из разных дисциплин, а также дизайнеры, специализирующиеся в различных областях дизайна. Принятие единой терминологии, как и осведомленность о различных вариантах использования общих терминов, является важным аспектом обеспечения эффективной коммуникации и плавного прогресса работы.

Настоящий стандарт содержит все термины и определения, используемые в стандартах серии BS 7000, а также вводит термины, используемые в практике дизайна и менеджмента. Как таковой, стандарт является полезным справочным материалом во всех обсуждаемых областях.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает терминологию, используемую в дизайне и дизайн-менеджменте, и содержит словарь терминов, которые могут иметь определенное значение при использовании в различных областях промышленности и торговли. Он был подготовлен для оказания помощи тем, кто несет ответственность за дизайн и менеджмент. Словарь, приведенный в стандарте, также будет помогать тем, кто работает с дизайнерами, но не знаком с их терминологией.

Организациям, желающим принять настоящий стандарт, рекомендуется рассмотреть возможность принятия других стандартов серии.

В соответствии со стандартом BS EN ISO 9001 термин "продукт" используется в настоящем стандарте для обозначения продуктов, сервисов, средств, процессов, сред, интерфейсов и бизнес-моделей.

     2 Структура словаря

2.1 Структура словаря соответствует структуре английского оригинала. Где необходимо, дается контекстный перевод.

Большинство исходных английских терминов этого словаря сопровождаются символами, обозначающими стадии, на которых термин или слово, скорее всего, будет использоваться в дизайн-процессе:

M - маркетинг;

S - спецификации;

С - концепция;

DD - детальный дизайн;

Mn - производство;

SI - продажи;

I - воплощение;

D - утилизация;

G - общие термины;

О - другие полезные термины, связанные с новыми продуктами и услугами.

     3 Словарь

3.1 продукт 3-поколения (3-Gen product): (G) Долгосрочный продукт или услуга, которые становятся доступными через два поколения после поколения продукта, разрабатываемого в настоящее время.

3.2 критерий приемлемости (acceptance criteria): (S) Признак, определяющий соответствие согласованным требованиям.

3.3 доступность (accessibility): (G) Физический и сенсорный доступ к зданиям, товарам, услугам и информации.

Примечания

1 Доступность можно обеспечить при помощи голосового интерфейса, языка жестов и брайлевской печати.

2 Повышение доступности поддерживается законодательными требованиями в соответствии с Законом о борьбе с дискриминацией инвалидов (2005 г., Великобритания).

3.4 доступный дизайн (accessible design): (G) Дизайн, сосредоточенный на принципах расширения стандартного дизайна для людей с некоторыми типами ограничений.

Примечания

1 Этого можно добиться следующими способами:

а) посредством дизайна продуктов, услуг и сред, удобных для использования большинством пользователей без необходимости модернизации;

b) посредством создания продуктов или услуг, легко адаптируемых к требованиям разных пользователей (настройка пользовательских интерфейсов и т.д.);

c) посредством применения стандартизованных интерфейсов, совместимых со специальными изделиями для лиц с ограниченными возможностями.

2 Такие термины, как "дизайн для всех", "дизайн без барьеров", "инклюзивный дизайн" и "межпоколенческий дизайн", используются аналогичным образом, но в других контекстах.

3 Доступный дизайн является подклассом универсального дизайна, в рамках которого продукты и среды удобны для использования всеми людьми в максимально возможной степени, без необходимости адаптации или создания специфического дизайна.

3.5 добавленная стоимость (added value): (О) Увеличенная или дополнительная выгода применительно к фактической или воспринимаемой стоимости, рыночной цене, привлекательности, ценности или сфере применения.

3.6 эстетика (aesthetics): Чувственное восприятие привлекательности дизайна, например внешнего вида.

3.7 аналогия (analogy): Творческий метод, сравнение концепции с иной сущностью.

3.8 артефакт (artifact): (G) Осязаемый результат дизайн-процесса.

Примечание - Этот термин распространяется на любую продукцию, процесс, связь или метод, которые были спроектированы.

3.9 аудитория (audience): (SI) Целевая группа людей и организаций.

3.10 аудит (audit): (G) Cистематическая оценка соответствия требованиям.

Примечание - См. "дизайн-аудит".

3.11 критерии аудита (audit criteria): Набор политик, процедур или требований, референтный документ для сравнения с доказательствами аудита.

3.12 свидетельства аудита (audit evidence): Отчет, изложение фактов или другая информация, которая имеет отношение к критериям аудита и может быть проверена.

Примечание - Свидетельства аудита могут быть качественными или количественными.

3.13 ретроспекция (backcasting): (G) Процесс достижения желаемого видения в долгосрочной перспективе, который строится постепенно, посредством возвращения в настоящее через серию знаковых достижений прошлого, помогающих эффективно планировать будущее.

Примечание - Данный термин может применяться к рынкам, продуктам, услугам, процессам и организациям.

3.14 гистограмма (bar chart): (I) Гистограмма видов деятельности и их продолжительности, представленная на единой шкале, показывающая последовательность операций.

3.15 исходные данные (baseline): (SI) Статус продукта, состояние в определенный момент времени, которое служит эталоном для дальнейшей деятельности.

3.16 бенчмаркинг (benchmarking): (M) Систематическое сравнение методов, производительности и процессов, как правило, в других организациях, для обучения и улучшения собственной работы.

3.17 блок-модель (block model): (С) Основная трехмерная презентация предлагаемого дизайна, обеспечивающая четкое впечатление от размера, формы и объема без учета деталей.

Примечание - Эту модель также называют управляемой моделью, пенопластовой моделью или пространственной моделью.

3.18 блюпринтинг (blueprinting): (D) Картирование взаимодействия клиента с услугой и связанных с этим параллельных процессов для выявления критических точек взаимодействия и оценивания функциональных показателей.

3.19 свободный полет мысли (blue-sky thinking): (С) Неограниченное создание и исследование идей, независимо от их практичности, применимости или конкурентоспособности.

Примечание - Теории, кажущиеся непрактичными и непригодными к использованию, могут стать источником наработок, ведущих к разработке успешных инноваций.

3.20 метод "восходящего" проектирования (bottom-up approach): (G) Дизайн-метод, от рассмотрения деталей к рассмотрению целого.

Примечание - Данный метод противоположен методу "нисходящего" проектирования.

3.21 мозговой штурм (brainstorming): (С) Контролируемое использование свободного и коллективного выражения идей, взаимодействие, порождающее новые идеи.

Примечание - См. также "латеральное мышление", "мозговой центр".

3.22 бренд (brand): (G) Характерное визуальное или вербальное представление организации или продукта.

3.23 архитектура бренда (brand architecture): (G) Взаимодополняющие компоненты, образующие структуру бренда.

3.24 атрибут бренда (brand attribute): [S (D)] Функциональные или эмоциональные ассоциации бренда, вызываемые им у существующих и потенциальных клиентов.

Примечание - Данный термин также включает в себя взаимосвязь друг с другом различных брендов одной и той же организации.

3.25 ДНК бренда (brand DNA): [G (D)] Коллективные и фундаментальные компоненты бренда.

Примечание - Включает в себя атрибуты, символы, преимущества, дифференциацию и репутацию.

3.26 индивидуальность бренда (brand identity): (G) Выражение атрибутов, описывающих суть бренда.

Примечания

1 Индивидуальность бренда организации служит для заключения в ней представлений, ценностей, философии и способов ведения коммерческой деятельности, индивидуальность бренда продукции включает в себя представление о нем и ценность его основных характеристик.

2 Визуальная индивидуальность бренда - это его представление, обычно передаваемое с помощью символа и/или имени, представленных при помощи выразительного оформления.

3.27 логотип бренда (brand logotype): (D) Характерный способ представления бренда, как правило, в типографской форме, имеющий правовую защиту.