Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56645.1-2015 Системы дизайн-менеджмента. Руководство по управлению дизайном промышленной продукции (Переиздание)

     4.4 Создание инфраструктуры


4.4.1 Общие положения

Для того чтобы добиться эффективного осуществления дизайна, необходимо создать инфраструктуру процессов и стандартов, выходящую за рамки личных интересов и методов ответственных лиц. Таким образом, необходимо официально утвердить эффективную систему дизайн-менеджмента и связать ее с системами управления других деловых дисциплин.

Создание подобной "живой" системы и ее продвижение вплоть до полного внедрения, бесперебойного функционирования, открытого признания и укоренения в организации является ключевой обязанностью руководства.

4.4.2 Составление дизайн-программы продукции и управление ею

Предложения по инвестициям в дизайне необходимо координировать в рамках дизайн-программы, используемой организацией. Данная программа должна конкретизировать деятельность во всех категориях дизайна, ожидаемые результаты и их вклад в достижение целей организации. Программа должна обобщать техническое задание на дизайн и спецификации, разбивая планируемые работы на этапы. Необходимо определить необходимые квалификации и прочие ресурсы, требующиеся для выполнения работы в рамках каждого этапа, спрогнозировать результаты, которые будут получены по итогам работы, и установить соответствующие временные рамки. Важно, чтобы все участники и лица, заинтересованные в дизайне, могли обратиться к данной программе при помощи официального, легкодоступного рабочего документа.

Необходимо разработать формальную процедуру для оценки и санкционирования инвестиций, осуществляемых организацией в дизайн. Данная процедура должна быть официально задокументирована, прозрачна и доступна широкому кругу сотрудников внутри организации.

Необходимо разработать формальную процедуру для контроля выполнения дизайн-программы, используемой организацией, запланировав обзоры в самой программе. Отчеты об обнаруженных фактах необходимо предоставлять руководству для информации и обсуждения. Руководство должно быть поставлено в известность о случаях отклонения от установленных целей, а также о предпринятом корректирующем действии.

4.4.3 Управление риском

Управление риском - очень важный процесс для всех организаций независимо от их размера. Руководство организации, руководители проектов и организации могут терять значительные суммы денег в результате того, что идентификации угроз их целям и проектам, утвержденным ими, и управлению данными угрозами не уделяется необходимое внимание. Подобным же образом извлечь всю пользу из потенциально выгодных возможностей, возникших в ходе деловой деятельности, невозможно, если их своевременно не идентифицировать. Таким образом, управление риском касается прогнозирования будущих возможностей в той же степени, что и избегания или сокращения потерь.

Крайне важно систематически идентифицировать риски на ранних этапах планирования проекта. Необходимо внедрить систему управления риском, эффективно функционирующую бок о бок с творческой деятельностью.

Следует обратиться к BS 6079-3, в котором приводится описание процесса идентификации, оценки и контроля риска в широких рамках. Описанный процесс управления риском применим ко всем аспектам деловой деятельности на всех уровнях принятия решений.

Взаимосвязь между риском и потенциалом продукции продемонстрирована на рисунке 4.

.


Рисунок 4 - Риск/потенциал

4.4.4 Соответствие стандартам и решение юридических вопросов

Все организации функционируют в соответствии со стандартами, многие из которых навязаны извне такими факторами, как законодательство, потребительский спрос и профессиональный регламент. Руководители высшего звена должны гарантировать соответствие всем подобным стандартам и, в случае экономической эффективности, обеспечить возможность превзойти данные стандарты с целью достижения конкурентного преимущества.

Помимо данных стандартов, навязанных извне, организация должна внедрить свои собственные внутренние практики и процедуры для управления процессом разработки продукции.

Юридический аспект дизайна продукции представляет особую важность в связи с вероятностью судебных разбирательств в гражданских судах на основании обвинений, сделанных против продукции и соответствующих производственных процессов. Также крайне важно защищать права на интеллектуальную собственность организации.

Копирование продукции превратилось в более простой и быстрый процесс. Участились случаи фальсификации и нарушения прав на интеллектуальную собственность. Следовательно, возникает необходимость в повышении бдительности с целью обеспечения соответствия организации локальным требованиям вне зависимости от места функционирования организации, а также гарантии получения прибыли от интеллектуальных активов в течение как можно более длительного периода времени.

Организация также должна иметь в своем распоряжении формальные процедуры, необходимые для:

a) ведения записей о ключевых решениях, действиях и изменениях, влияющих на дизайн продукта (для использования, в числе прочего, в качестве потенциального свидетельства в случае разбирательств и споров);

b) осуществления проверки того, что аналогичные варианты дизайна, патенты, торговые марки и знаки обслуживания еще не зарегистрированы;

c) регистрации вариантов дизайна, патентов, торговых марок и знаков обслуживания;