Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 56645.1-2015 Системы дизайн-менеджмента. Руководство по управлению дизайном промышленной продукции (Переиздание)

     4.1 Распределение обязанностей в области дизайна внутри организации


Данный пункт рассматривает дизайн-менеджмент с точки зрения организации в целом. Основное внимание уделяется правлению и руководству, вовлеченным в выполнение дизайн-работ и управление ими, которых имеет право назначать директор - член правления или руководитель организации. В небольших организациях управление осуществляют собственники-управляющие и совладельцы.

Примечание - Для краткости изложения в дальнейшем в отношении данных лиц будет использоваться термин "руководство".


Типичные сферы распределения обязанностей в области дизайна внутри организации приведены на рисунке 1.


Рисунок 1 - Организационные элементы ответственности за разработку продукта


Рисунок демонстрирует связь корпоративного дизайн-менеджмента и взаимосвязь задач (в каждой колонке), которые более подробно будут описаны в данном пункте. Однако это не значит, что эти элементы обязательно должны быть показаны в последовательности, возможны также повторы. Соответствующая модель дизайн-менеджмента на проектном уровне представлена в разделе 5.

Основная ответственность за высокое качество разработанной продукции организации или от ее имени лежит на директорах - членах правления, собственниках-управляющих и совладельцах.

Эта коллективная ответственность правления обеспечивает четкое понимание направления дизайна для того, чтобы все достижения могли быть эффективно использованы. Ответственность руководства гарантирует, что данное направление развивается эффективно и что дизайн вносит полный вклад в функционирование организации. Руководство может ежедневно назначать ответственных за дизайн других членов правления или руководителей в структуре правления, которые непосредственно подчиняются ему. Исполнительный комитет по дизайну или группа по разработке политики дизайна могут быть созданы для контроля за дизайн-менеджментом на организационном уровне.

В таблице 3 приведен пример распределения обязанностей в области дизайна между представителями старшего руководящего персонала.


Таблица 3 - Таблица функциональных обязанностей

Функцио-
нальные обязанности

Руково-
дитель проекта

Финан-
совый дирек-
тор

Директор по маркетингу

Производст-
венный директор

Дизайн-
директор

Менеджер по продажам

Сервис-
менеджер

Посредники

Заказчики и т.д.

Этап процесса

Укажите ФИО (или количество) участников каждого этапа процесса

Концепция дизайна










Эскизный дизайн










Детальный дизайн










Макет изделия и тестирование










Условия производства, поставки, монтажа и ввода в эксплуатацию










Запуск продукта










Реализация










Мониторинг










Оценка










Вывод из эксплуатации










Утилизация











Участники должны своими высказываниями и действиями продемонстрировать свое понимание обязанностей и ориентированность на дизайн. В частности, они должны обеспечивать собрание компетентной и заинтересованной команды для решения вопросов, связанных с требованиями к дизайну. Обязанности в области дизайна должны быть четко сформулированы и доведены до сведения сотрудников всей организации. Руководству и персоналу должны быть даны руководящие рекомендации для работы. Они должны знать, к кому обратиться за рекомендациями, за разрешением на производство работ, в частности, по дизайн-идее или проекту, а также за принятием решений относительно дизайна.

Также важно, чтобы деятельность всех руководителей, имеющих обязанности в области дизайна или иным образом вовлеченных в дизайн-процесс, была прописана в их трудовых договорах.

Эти условия должны периодически пересматриваться.

Организации развивают свою компетентность в дизайн-менеджменте со временем. Таблица 4 содержит перечень функциональных обязанностей в области дизайн-менеджмента.


Таблица 4 - Перечень функциональных обязанностей в области дизайн-менеджмента на организационном уровне.

a) Определять четкое распределение обязанностей в области дизайна.

b) Формировать картину будущего с четкими целями.

c) Демонстрировать подлинную и реальную ориентацию на эффективный дизайн.

d) Понимать интересы и потребности заказчика.

e) Разрабатывать дизайн-стратегию и политику организации.

f) Разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии стандарты и рекомендации в области дизайна организации.

g) Создавать организационную систему.

h) Способствовать пониманию степени влияния дизайна на окружающую среду.

i) Обеспечивать понимание законодательных требований в области дизайна.

j) Сформировать в организации группу дизайнеров.

k) Обеспечивать профессиональную подготовку и повышение квалификации в области дизайн-менеджмента.

l) Мотивировать вовлеченных сотрудников.

m) Использовать ресурсосберегающую технологию.

n) Повышать информированность о конкурентах, их деятельности и новых разработках.

p) Оценивать реальные возможности и риски, связанные с инвестициями в области дизайна.

q) Оказывать финансовую поддержку деятельности по дизайну.

r) Обеспечивать достаточными ресурсами (кадры, технические средства, информация и материальная база).

s) Понимать возможности и пределы возможностей организации.

t) Обеспечивать понимание производственных возможностей и потребностей, а также их влияние на дизайн.

u) Демонстрировать ориентацию на качество и безопасность.

v) Проверять дизайн организации и практику управления дизайном.

w) Понимать влияние дизайна на корпоративный имидж.

x) Оценивать вклад дизайна в общую результативность компании.

y) Развивать условия, которые мотивируют новаторство и креативность.

z) Рассматривать вопросы корпоративной социальной ответственности.