Данный пункт рассматривает дизайн-менеджмент с точки зрения организации в целом. Основное внимание уделяется правлению и руководству, вовлеченным в выполнение дизайн-работ и управление ими, которых имеет право назначать директор - член правления или руководитель организации. В небольших организациях управление осуществляют собственники-управляющие и совладельцы.
Примечание - Для краткости изложения в дальнейшем в отношении данных лиц будет использоваться термин "руководство".
Типичные сферы распределения обязанностей в области дизайна внутри организации приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Организационные элементы ответственности за разработку продукта
Рисунок демонстрирует связь корпоративного дизайн-менеджмента и взаимосвязь задач (в каждой колонке), которые более подробно будут описаны в данном пункте. Однако это не значит, что эти элементы обязательно должны быть показаны в последовательности, возможны также повторы. Соответствующая модель дизайн-менеджмента на проектном уровне представлена в разделе 5.
Основная ответственность за высокое качество разработанной продукции организации или от ее имени лежит на директорах - членах правления, собственниках-управляющих и совладельцах.
Эта коллективная ответственность правления обеспечивает четкое понимание направления дизайна для того, чтобы все достижения могли быть эффективно использованы. Ответственность руководства гарантирует, что данное направление развивается эффективно и что дизайн вносит полный вклад в функционирование организации. Руководство может ежедневно назначать ответственных за дизайн других членов правления или руководителей в структуре правления, которые непосредственно подчиняются ему. Исполнительный комитет по дизайну или группа по разработке политики дизайна могут быть созданы для контроля за дизайн-менеджментом на организационном уровне.
В таблице 3 приведен пример распределения обязанностей в области дизайна между представителями старшего руководящего персонала.
Таблица 3 - Таблица функциональных обязанностей
Функцио- | Руково- | Финан- | Директор по маркетингу | Производст- | Дизайн- | Менеджер по продажам | Сервис- | Посредники | Заказчики и т.д. |
Этап процесса | Укажите ФИО (или количество) участников каждого этапа процесса | ||||||||
Концепция дизайна | |||||||||
Эскизный дизайн | |||||||||
Детальный дизайн | |||||||||
Макет изделия и тестирование | |||||||||
Условия производства, поставки, монтажа и ввода в эксплуатацию | |||||||||
Запуск продукта | |||||||||
Реализация | |||||||||
Мониторинг | |||||||||
Оценка | |||||||||
Вывод из эксплуатации | |||||||||
Утилизация |
Участники должны своими высказываниями и действиями продемонстрировать свое понимание обязанностей и ориентированность на дизайн. В частности, они должны обеспечивать собрание компетентной и заинтересованной команды для решения вопросов, связанных с требованиями к дизайну. Обязанности в области дизайна должны быть четко сформулированы и доведены до сведения сотрудников всей организации. Руководству и персоналу должны быть даны руководящие рекомендации для работы. Они должны знать, к кому обратиться за рекомендациями, за разрешением на производство работ, в частности, по дизайн-идее или проекту, а также за принятием решений относительно дизайна.
Также важно, чтобы деятельность всех руководителей, имеющих обязанности в области дизайна или иным образом вовлеченных в дизайн-процесс, была прописана в их трудовых договорах.
Эти условия должны периодически пересматриваться.
Организации развивают свою компетентность в дизайн-менеджменте со временем. Таблица 4 содержит перечень функциональных обязанностей в области дизайн-менеджмента.
Таблица 4 - Перечень функциональных обязанностей в области дизайн-менеджмента на организационном уровне.
a) Определять четкое распределение обязанностей в области дизайна. |