Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.049-2015 Рекомендации по проектированию и строительству габионных конструкций на автомобильных дорогах

     6.1 Основные положения проектирования габионных конструкций

6.1.1 При разработке проектных решений сооружений из габионных конструкций необходимо учитывать их две ключевые особенности: гибкость объемных сетчатых каркасов (см. 6.1.2) и проницаемый ячеистый тип конструкций (см. 6.1.3).

6.1.2 Гибкость сооружений из габионных конструкций позволяет им без разрушения следовать за деформациями, вызванными неравномерными осадками и размывом основания, температурными напряжениями, что исключает необходимость устройства температурно-осадочных швов. Гибкость габионных конструкций также улучшает работу всего сооружения в условиях действия динамических воздействий, в том числе и сейсмических.

6.1.3 Проницаемость сооружений из габионных конструкций для грунтовых и паводковых вод обусловливается ручной укладкой каменного материала, при которой их пористость достигает 0,250,40. Данная особенность позволяет исключить возникновение гидростатических нагрузок и снизить затраты на устройство обратного фильтра. Однако следует учитывать, что со временем габионные конструкции имеют способность аккумулировать в себе частицы грунта. Это способствует повышению прочности конструкций, но снижает их проницаемость. В ряде случаев, когда выход грунтовых вод на лицевую грань габионного сооружения не допускается, требуется предусматривать соответствующие дренажные мероприятия.

6.1.4 Вид габионного сооружения, его параметры и компоновку следует назначать исходя из:

- функционального назначения и требуемого срока эксплуатации;

- конфигурации, категории и текущего технического состояния участка автомобильной дороги, перспектив его дальнейшего развития;

- конструктивных особенностей земляного полотна дороги и прилегающих сооружений;

- топографии участка будущего строительства и наличия препятствий на подходах к нему;

- геологического строения участка (типа грунтов, их свойств и состояния, возможности просадок и т.п.);

- существующих и прогнозируемых опасных инженерно-геологических процессов на участке (оползней, обвалов, селей и т.п.);

- местных климатических условий (количества выпадающих осадков, распределения их по месяцам и т.п.);

- местных гидрологических условий;

- существующих сооружений инженерной защиты, расположенных на исследуемом участке или прилегающих к нему территориях;

- заданных сроков и условий производства строительных работ;

- количества и качества имеющихся местных строительных материалов;

- воздействия проектируемого сооружения на окружающую среду;

- обеспечения эстетических и архитектурных требований;

- опыта эксплуатации подобных сооружений из габионных конструкций в сходных инженерных условиях.

6.1.5 Выбор оптимальных проектных решений сооружений из габионных конструкций должен сопровождаться соответствующим  технико-экономическим обоснованием, при разработке которого следует учитывать степень целесообразности и эффективности различных вариантов. Технические и технологические решения конкретного варианта должны содержать оценки экономического, социального и экологического эффектов при его осуществлении. К основным критериям сопоставления различных вариантов проектных решений и выбора наиболее оптимального из них следует относить:

- надежность и безопасность сооружения на всех этапах его строительства и эксплуатации;

- затраты на строительство и эксплуатацию;

- возможность ввода в эксплуатацию возводимого сооружения в наиболее короткий срок;

- экологичность и способность восстановления или улучшения естественного ландшафта.

6.1.6 Для предотвращения суффозионного разрушения земляного полотна автомобильной дороги и кольматажа габионных конструкций в проекте рекомендуется предусматривать фильтры из геотекстильного материала. Применение геотекстильного материала позволяет сохранить высокую водопроницаемость конструкций при значительных внешних нагрузках и не создает дополнительных фильтрационных сопротивлений. Выбор конкретного типа геотекстильного материала выполняется в зависимости от выполняемой им функции и типа прилегающего грунта в соответствии с рекомендациями [2].

6.1.7 В случае, если к рассматриваемому участку автомобильной дороги прилегают водоотводные, водосбросные, мостовые, регуляционные и другие виды дорожных сооружений, то проектируемые конструкции должны иметь компоновочные решения, взаимоувязанные с указанными сооружениями. При расположении автомобильных дорог вблизи населенных пунктов, водоохранных зон, коммуникаций, систем мелиорации, зон отдыха, заповедников и других народнохозяйственных объектов сооружения из габионных конструкций следует проектировать с учетом нормативных требований к этим объектам, а также с учетом сохранения условий их функционирования.

6.1.8 Исходным положением для проектирования сооружений из габионных конструкций является выявление природных и техногенных факторов разрушающих воздействий, присутствующих или способных проявиться в период их эксплуатации на рассматриваемом участке автомобильной дороги.