Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.054-2015 Рекомендации по применению текстильно-песчаных свай при строительстве автомобильных дорог на слабых грунтах основания

     7.2 Расчет устойчивости откосов дорожных насыпей на слабых основаниях под эксплуатационными нагрузками

7.2.1 Расчет устойчивости откосов дорожных насыпей под воздействием эксплуатационной нагрузки следует выполнять в два этапа:

а) этап прогноза устойчивости откосов дорожных насыпей до начала строительства;

б) этап прогноза устойчивости откосов с учетом повышения устойчивости слабого основания за счет его упрочнения текстильно-песчаными сваями. Устойчивость откосов насыпи в соответствии с СП 34.13330, СП 22.13330 [5, 6] следует оценивать на схеме круглоцилиндрических поверхностей скольжения с расчетом коэффициента устойчивости при наиболее опасной призме обрушения. Коэффициент устойчивости:

,                                                (7.3)


где R - расчетное значение обобщенной силы предельного сопротивления сдвигу, кН, определенное с учетом коэффициента надежности по грунтам;

Q - расчетное значение обобщенной активной сдвигающей силы, кН;

K - коэффициент надежности по назначению сооружения (ответственности сооружения);

n - коэффициент сочетания нагрузок;

n - коэффициент перегрузки;

m - коэффициент условий работы.

7.2.2 Учет коэффициента надежности по грунтам осуществляется путем деления нормативных значений прочностных характеристик грунтов (удельного сцепления, угла внутреннего трения) на его величину, определенную в полевых или лабораторных условиях.

7.2.3 Значение коэффициента надежности по назначению сооружения K принимается в зависимости от уровня ответственности, к которому относится насыпь автомобильной дороги. Величина коэффициента перегрузки n и коэффициента сочетания нагрузок n принимается по нормам СП 20.13330. Полученные расчетом значения коэффициента устойчивости при проектном сочетании нагрузок не должны превышать допустимой величины более чем на 10%.

7.2.4 Расчёт устойчивости откосов по методике [5], основанной на схеме круглоцилиндрических поверхностей скольжения, выполняют путём разбивки предполагаемого отсека обрушения на отдельные блоки, для каждого из которых находят удерживающие и сдвигающие силы от собственного веса блока в сумме с подвижной нагрузкой:

,                    (7.4)


где - угол внутреннего трения грунта в каждом блоке;

N - нормальная составляющая силы от веса блока;

- тангенциальная удерживающая составляющая силы от веса блока;

- тангенциальная сдвигающая составляющая силы от веса блока;

- сила сцепления.

Для расчетов устойчивости откосов целесообразно использовать программные продукты для ЭВМ (приложение А). Современные программные комплексы позволяют при расчете устойчивости откосов насыпей учитывать наличие в слабом грунте текстильно-песчаных свай (приложение Б).

7.2.5 В зависимости от расчетных значений коэффициента устойчивости следует определить необходимость дополнительных мероприятий для обеспечения устойчивости откосов насыпи. Если условие формулы (7.3) не выполняется, устойчивость откосов насыпи не обеспечена, в качестве одного из эффективных конструктивно-технологических решений следует применить текстильно-песчаные сваи [18].