Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.3.038-2015 Рекомендации по проектированию и строительству берегозащитных сооружений автомобильных дорог

     5 Требования к исходным данным для проектирования

5.1 Проектирование берегозащитных сооружений необходимо производить на основе надежных исходных данных, получаемых при комплексных инженерных изысканиях, продолжительных наблюдениях и специальных исследованиях. Исходные материалы для разработки проекта берегозащитных сооружений должны включать в себя:

- сведения о границах защищаемого участка;

- сведения об исследуемом участке автомобильной дороги и инженерных сооружениях на нем, их текущем техническом состоянии;

- сведения о перспективах развития исследуемого участка дороги;

- материалы региональных исследований и инженерных изысканий, включая картографические материалы с планом трассы, продольные и поперечные профили земляного полотна, совмещенные с геологическими разрезами и нанесенными расчетными уровнями подземных, паводковых и меженных вод;

- данные по прогнозу последствий и потерь (социальных, экономических и экологических) от воздействия опасных гидрологических и геологических процессов на исследуемый участок дороги.

5.2 Исходные данные для проектирования берегозащитных сооружений должны быть основаны на обобщенной информации, охватывающей все виды изыскательских работ (инженерно-геодезических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-геологических, инженерно-геотехнических, инженерно-экологических), выполненных на исследуемом участке автомобильной дороги. Инженерные изыскания следует проводить по заданию проектной организации в соответствии с требованиями СП 47.13330.2012, СП 11-102-97, СП 11-103-97, СП 11-104-97, СП 11-105-97 (части IVI).

5.3 Границы района изысканий устанавливаются по материалам рекогносцировочных обследований и уточняются при последующих инженерных изысканиях. Они должны охватывать участок дороги, подлежащий защите, и сопредельные с ним участки.

5.4 По результатам геодезических изысканий составляются план участка русла реки в масштабе 1:500 или 1:1000 с указанием трассы автомобильной дороги и поперечные профиля (морфостворы), местоположение которых устанавливается в характерных образованиях русла (перегибы меандр, побочни, осередки и пр.), а также в начале и конце участка строительства. Геодезическую съемку морфостворов рекомендуется выполнять с охватом обоих берегов русла и поймы в следующих масштабах: горизонтальный - 1:1000 (1:2000 для рек шириной боле 500 м, включая пойму) и вертикальный - 1:100.

5.5 Для подбора наиболее эффективного типа берегозащитного сооружения для конкретного участка и правильного назначения его параметров необходимо выполнять подробные гидрологические исследования режима реки, результаты которых должны содержать следующие данные:

- длина и источники питания реки, площадь ее водосборного бассейна;

- ширина и глубина руслового потока, его уклон;

- характер берегов и тип руслового процесса на исследуемом участке реки, оценка характера глубинных и плановых деформаций русла и поймы;

- скорости течения, расход и отметки уровня реки в межень и в паводки, их повторяемость и обеспеченность;

- характеристика паводков, их интенсивность и продолжительность, границы затопления местности;

- данные о высоте, длине, периоде и обеспеченности ветровых волн;

- продолжительность ледоходов, а также данные о толщине и плотности ледяного покрова;

- наличие и характер карчехода (применительно к отдельным деревьям, их длине и диаметру).

5.6 Отметки уровня реки и скорости течения потока определяются по формулам гидравлики в зависимости от расхода воды, живого сечения потока, гидравлического радиуса и коэффициентов шероховатости русла. Расчетные гидрологические характеристики определяются в соответствии с положениями СП 33-101-2003, [2], а также по региональным зависимостям или методикам, разработанным для исследуемой территории.

5.7 Для установления планово-высотных границ укрепляемого участка автомобильной дороги с учетом его расположения на пойменно-русловых массивах и влияния на исходный гидравлико-гидрологический режим реки следует использовать наиболее типичные и нормативно обоснованные расчетные схемы возможных искривлений поверхности воды в стесненных и нестесненных условиях в соответствии с [3] и [4].

5.8 В случае если берегозащитное сооружение располагается на криволинейном участке реки и скорости потока достаточно велики, глубину воды у вогнутого берега следует определять с учетом перекоса уровня (рисунок 1), возникающего за счет центробежных сил:

,                                                               (1)


где - денивеляция уровня, м;

- кинематический коэффициент воды;

B - ширина русла по урезу воды, м;

v - скорость потока м/с;

g - ускорение свободного падения м/с;

r - радиус кривизны излучины, м.