Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.3.038-2015 Рекомендации по проектированию и строительству берегозащитных сооружений автомобильных дорог

     6 Проектирование берегозащитных сооружений

6.1 Расчетно-прогнозные гидрологические и геологические условия проектирования и функционирования берегозащитных сооружений во многом предопределены положением трассы автомобильной дороги на пойменно-русловых массивах, ее конструктивными особенностями и техногенным влиянием на изменение исходного гидрологического режима реки. В связи с этим проектируемое берегозащитное сооружение должно учитывать все особенности и условия работы, сопряженных с ним дорожных сооружений.

6.2 Типы берегозащитных сооружений, их параметры и компоновку следует выбирать на основании сравнения технико-экономических показателей различных вариантов с учетом:

- категории и перспективы дальнейшего развития защищаемого участка автомобильной дороги;

- текущего технического состояния земляного полотна автомобильной дороги;

- функционального назначения, класса и требуемого срока эксплуатации проектируемого берегозащитного сооружения;

- опыта эксплуатации дорог и берегозащитных сооружений в сходных инженерно-геологических и гидрологических условиях;

- существующих сооружений и мероприятий инженерной защиты, расположенных на исследуемом участке или прилегающих к нему территориях;

- топографии дна и берега, наличия препятствий на подходах к защищаемому склону или откосу;

- местных климатических условий (интенсивности и продолжительности ливней, количества выпадающих осадков и распределения их по месяцам, максимальных скоростях ветра и т.п.);

- типа руслового процесса реки и его изменений под влиянием возводимых или других близкорасположенных сооружений, систематических и нерегулируемых заборов грунта из русла и др.;

- местных гидрологических условий (амплитуды колебаний и повторяемости уровней воды в реке, высоты и длительности затопления, скорости течения, высоты волны, ледового режима, карчехода и т.п.);

- местных искривлений водной поверхности на излучинах рек, при сгонно-нагонных и других явлениях, а также при различном плановом положении автомобильных дорог на пойменно-русловых массивах речных долин;

- условий слива пойменных и поверхностных вод и обусловленной этим возможности образования линейной эрозии на склонах и откосах;

- геологического строения надводной и подводной частей берегового склона или откоса (типа грунтов, их свойств, состояния и т.п.);

- существующих и прогнозируемых опасных инженерно-геологических процессов на участке (оползней, обвалов и т.п.);

- условий и методов производства строительных работ;

- заданных сроков начала устойчивого функционирования защищаемого участка дороги и сезонов выполнения работ;

- вида и количества имеющихся местных строительных материалов, возможных условий их разработки;

- воздействия проектируемого берегозащитного сооружения на окружающую среду;

- требований судоходства, лесосплава и водопользования;

- обеспечения эстетических и архитектурных требований.

6.3 Топографические условия в зоне защищаемого участка являются одним из основных показателей, определяющих возможные варианты типов и конструкций берегозащитных сооружений. В зависимости от очертаний дна и топографии берегового склона или откоса, защитные сооружения могут быть подвержены со стороны реки воздействиям различной интенсивности. При больших глубинах развивающиеся на водной поверхности ветровые волны свободно распространяются от подветренного берега до фронта берегозащитного сооружения. Если по пути перемещения волн встречаются выступающие участки (острова, отмели и т.п.) или на подходах к сооружению имеется поднимающееся дно, то в связи с возникающими процессами трансформации происходит изменение параметров исходных волн и величины их воздействий на сооружение. Топографическая конфигурация береговой полосы также оказывает влияние на характер и интенсивность ледовых воздействий, процессы переработки берега, режимы течений и иные руслоформирующие и гидрологические явления.

6.4 Инженерно-геологические и гидрогеологические условия исследуемого участка определяют возможность переформирования береговой полосы, размыва дна на подходах к сооружению, необходимость дренирования склона или откоса, каптажа родников и прочих выходов грунтовых вод, а также устанавливают вероятность оползневых подвижек.

6.5 Разнообразие вариантов расположения автомобильных дорог вдоль речных долин, а также геологических, гидрологических и других условий, перечисленных в п.6.2, предопределяет большое количество различных конструктивных решений по защите речных склонов и откосов. При относительно небольшой крутизне склона или откоса и незначительном стеснении пойменно-русловых массивов применяются откосные сооружения (раздел 8). В случае большой крутизны и невозможности стеснения пойменно-русловых массивов, сложной инженерно-геологической обстановки, а также в районах с тяжелыми ледовыми условиями применяются вертикальные сооружения (раздел 9). На некоторых участках рек также возможно применение полуоткосных берегозащитных сооружений, совмещающих в себе характерные конструктивные элементы обоих указанных типов сооружений. Совместно с берегозащитными сооружениями, рассмотренными в настоящем методическом документе, для защиты от водной эрозии могут использоваться и иные специальные конструкции и мероприятия укрепления склонов и откосов, в том числе с использованием зеленых насаждений.

6.6 При проектировании на горных реках следует иметь в виду, что на данных территориях геологические напластования горных пород редко бывают постоянными даже на сравнительно коротких участках. Разнообразие геологических напластований и значительные изменения мощности слоев и их положения может обуславливать необходимость изменения конструкции берегозащитного сооружения через каждые 50100 м.

6.7 Сопоставление и выбор оптимальных конструкций должны сопровождаться соответствующими технико-экономическими обоснованиями, при разработке которых следует учитывать степень целесообразности и эффективности проектно-строительных решений различных вариантов. Технические и технологические решения конкретного варианта должны содержать оценки экономического, социального и экологического эффектов при его осуществлении.

6.8 К основным критериям сопоставления различных конструкций и выбора наиболее оптимального варианта берегозащитного сооружения следует относить:

- надежность и безопасность сооружения на всех стадиях его строительства и эксплуатации (то есть соответствие конкретным геологическим и гидрологическим условиям функционирования, нагрузкам, воздействиям и степени ответственности защищаемого участка автомобильной дороги);

- затраты на строительство и эксплуатацию;