6.1 При геотехническом мониторинге требуется применять виды и методы наблюдений, обеспечивающие количественные и качественные результаты измерений контролируемых параметров и классификации геодинамических процессов по критериальным показателям.
6.2 Состав контролируемых параметров геотехнического мониторинга определяется в зависимости от уровня ответственности, конструктивных особенностей и способов возведения автодорожного тоннеля, а также сложности инженерно-геологических условий участка строительства. Для измерения контролируемых параметров должны быть определены соответствующие виды наблюдений и точность измерений.
6.3 Геотехнический мониторинг автодорожных тоннелей и прилегающих к нему объектов включает следующие виды наблюдений:
- визуальные (см. 6.86.11);
- геодезическо-маркшейдерские (см. 6.126.20);
- гидрогеологические (см. 6.216.23);
- геофизические (см. 6.246.31);
- тензометрические (см. 6.326.34);
- виброметрические (см. 6.356.38).
6.4 Геотехническое оборудование должно соответствовать требуемой точности измерения контролируемых параметров и иметь метрологическое обеспечение. Применяемое при геотехническом мониторинге оборудование должно быть сертифицировано, периодически рекомендуется проводить его метрологический контроль и тестирование программ.
Примечание - Объем наблюдений в период строительства может варьироваться как в большую, так и меньшую сторону, по сравнению с объемом работ, заложенным в программе (проекте) геотехнического мониторинга за счет фактического изменения состояния инженерно-геологических условий и строительных конструкций строящихся и эксплуатируемых сооружений.
6.5 Геотехническое оборудование на этапе строительства тоннеля, как правило, опрашивается вручную. По завершении строительных работ для автодорожных тоннелей I уровня ответственности оборудование геотехнического мониторинга требуется интегрировать в систему СМИК (см. 4.9). Геотехническое оборудование, в котором отсутствуют функциональные возможности подключения к СМИК может опрашиваться с помощью автоматизированной системы регистрации, сбора, хранения и передачи данных (см. 6.7).
6.6 Состав и периодичность наблюдений определяется в зависимости от уровня ответственности зданий и сооружений, их технического состояния, а также сложности инженерно-геологических условий.
Периодичность наблюдений контролируемых параметров увязывается с графиком проведения строительно-монтажных работ автодорожного тоннеля и корректируется по факту в зависимости от получаемых результатов измерения контролируемых параметров или выявлении прочих опасных отклонений. В случае если на объекте наблюдения произошел пожар, обрушение конструкций сооружения или выявлено воздействие на него опасных природных процессов (оползни, сели, обвалы, карст, землетрясения (5 баллов и более), сильные дожди и т.д.) и взрывных работ, то наблюдения рекомендуется выполнять внепланово.
6.7 Геодезическо-маркшейдерские, гидрогеологические, тензометрические и виброметрические наблюдения при соответствующем обосновании могут выполняться в непрерывном режиме. Наблюдения в непрерывном режиме рекомендуется производить для сложных, ответственных и труднодоступных участков, а также зон, на которых существует угроза возникновения аварийной ситуации. Непрерывный режим наблюдений осуществляется автоматизированными системами регистрации, сбора, хранения и передачи данных. Автоматизированная система включает в себя кабельные линии связи, коммутаторы, измерители выходных сигналов датчиков, вычислительную технику с программным обеспечением и т.д.
Автоматизированная система обеспечивает автоматизацию операций, таких как:
- регистрация и сбор данных измерений;
- первичная обработка данных измерений;
- сопоставление контролируемых показателей состояния с их критериальными показателями;
- представление результатов наблюдений в заданной форме (графической, табличной или текстовой);
- хранение полученной информации и оповещение.
6.8 Задачей визуальных наблюдений является фиксация по внешним признакам дефектов и деформаций для выделения наиболее слабых и поврежденных зон (участков), на которых для установления их фактического состояния необходимо проведение дополнительных инструментальных наблюдений (единоразовых работ). Визуальные наблюдения выполняются за всеми объектами геотехнического мониторинга.
6.9 При визуальном наблюдении стенки забоя фиксируется геологическая структура горной породы; строительных конструкций - дефекты и деформации; дневной поверхности - деформации, связанные с проходкой автодорожного тоннеля и развитием оползневых процессов (трещины, растяжения, бровки срыва, просадка и т.д.).
6.10 Состав работ визуальных наблюдений включает:
- обнаружение и фотофиксацию;
- измерение простейшими способами;
- описание и занесение в реестр (ведомости, полевые журналы и т.д.);
- установление необходимости дополнительных инструментальных наблюдений (геодезическо-маркшейдерских, гидрогеологических, тензометрических и виброметрических).