5.1 Геотехнический мониторинг автодорожного тоннеля и прилегающих к нему объектов (геологическая среда, здания и сооружения) выполняется согласно положениям программы и проекта. Программа и проект являются основными документами для реализации всех работ геотехнического мониторинга. Основным отличием проекта геотехнического мониторинга от программы является предоставление в нем более детализированных сведений, связанных с организационно-техническими решениями расположения и прокладки систем геотехнического оборудования.
Программа и проект геотехнического мониторинга разрабатываются согласно требованиям СП 22.13330, [3]* в процессе проектирования и включаются в состав проектной документации на строительство автодорожного тоннеля в раздел по обоснованию безопасности тоннеля от внешних природных воздействий.
________________
* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.
5.2 Решение о разработке программы или проекта геотехнического мониторинга определяется в зависимости от уровня ответственности автодорожного тоннеля и сложности инженерно-геологических условий. Программа составляется для автодорожных тоннелей II уровня ответственности, проект - для тоннелей I уровня ответственности и II уровня ответственности, сооружаемых в сложных инженерно-геологических условиях (III категория сложности). Проект геотехнического мониторинга может разрабатываться для тоннелей II уровня ответственности в рамках специального технического задания заказчика.
5.3 Программа геотехнического мониторинга должна содержать:
- особенности возводимого автодорожного тоннеля (уровень ответственности, конструктивно-планировочные решения, особенности технологии возведения);
- сведения о зданиях и сооружениях окружающей застройки (уровни ответственности, прогнозируемые и предельные значения деформаций от влияния нового строительства, предполагаемые защитные мероприятия и т.д.);
- инженерно-геологические и гидрогеологические условия, включая характеристики грунтов геологической среды, расположенной в зоне влияния автодорожного тоннеля, прогнозируемые уровни грунтовых вод и величины смещений мульды сдвижения и т.д.;
- проектные (расчетные) параметры, характеризующие взаимодействие несущих конструкций автодорожного тоннеля с геологической средой (горное давление, напряжений несущих конструкций и т.д.);
- методы, состав и объем наблюдений геотехнического мониторинга автодорожных тоннелей и прилегающих объектов;
- контролируемые параметры при геотехническом мониторинге автодорожных тоннелей и прилегающих объектов;
- критериальные показатели автодорожного тоннеля и прилегающих объектов, в том числе опасных для тоннеля процессов (оползни, обвалы, сели и т.д.);
Примечание - Критериальные показатели - это пороговые и предельные значения несущей способности объектов геотехнического мониторинга.
- продолжительность и периодичность наблюдений геотехнического мониторинга в зависимости от этапов возведения автодорожных тоннелей;
- топографические карты (планы) с нанесенной трассой строительства автодорожного тоннеля, мульдой сдвижения, расположением зданий и сооружений окружающей застройки, подконтрольными сечениями (створами), и участками со сложными инженерно-геологическими условиями (оползни, сели, обвалы, карст и т.д.);
- требования к точности измерений;
- перечень применяемого оборудования, его технические и конструктивные параметры (диапазон измерений, долговечность и т.д.);
- сведения по защите измерительного оборудования;
- принципы выполнения камеральных работ и способы хранения результатов мониторинга;
- перечень и порядок предоставления технической отчетной документации заказчику и заинтересованным лицам;
- сведения по технике безопасности;
- перечень нормативно-методической документации, которой необходимо руководствоваться при монтаже и эксплуатации оборудования геотехнического мониторинга.
5.4 При разработке программы геотехнического мониторинга следует руководствоваться следующими принципами:
- фиксация контролируемых параметров должна выполняться для наиболее опасных и характерных участков конструкций строящихся автодорожных тоннелей и прилегающих к нему объектов;
- выбранные методы и точность измерений должны обеспечивать достоверность получаемых результатов и быть согласованы с точностью заданных проектных значений и результатами геотехнического прогноза;
- все проводимые наблюдения и измерения должны быть увязаны между собой во времени и привязаны к этапам выполнения строительных работ;
- периодичность наблюдений должна определяться интенсивностью (скоростью) и длительностью протекания процессов деформирования строящихся автодорожных тоннелей и прилегающих объектов.