4.1 Целью геотехнического мониторинга автодорожных тоннелей является обеспечение надежности строительства и эксплуатации как самого тоннеля, так и зданий и сооружений окружающей застройки.
4.2 Геотехнический мониторинг автодорожных тоннелей согласно СП 22.13330 и СП 122.13330 требуется выполнять в период строительства и на начальном этапе их эксплуатации. Наблюдения требуется производить для автодорожных тоннелей:
- I уровня ответственности;
- II уровня ответственности при III категории сложности инженерно-геологических условий;
- II уровня ответственности на дорогах I категории.
Примечание - Уровень ответственности зданий и сооружений определяется в соответствии с ГОСТ Р 54257, категория автомобильной дороги - СП 34.13330, категория сложности инженерно-геологических условий - [1].
4.3 Объектами геотехнического мониторинга являются конструкции автодорожного тоннеля, вмещающий массив, геологическая среда в мульде сдвижения, оползневые склоны, на которые может повлиять строительство, а также здания и сооружения окружающей застройки.
4.4 Геотехнический мониторинг включает в себя:
- разработку программы (проекта) работ (см. раздел 5);
- установку геотехнического оборудования и выполнение наблюдений за объектами геотехнического мониторинга (см. разделы 7, 8, 9);
- обработку и анализ полученных результатов наблюдений, а также разработку рекомендаций по выполнению превентивных мероприятий или усилению конструкций (см. раздел 10).
4.5 Рекомендации по геотехническому мониторингу автодорожных тоннелей должны соответствовать требованиям основных регламентирующих документов РФ в области геотехнического мониторинга и тоннелестроения (СП 22.13330, СП 122.13330), а также обеспечивать взаимоувязку и преемственность существующих методик наблюдений на этапах инженерных изысканий (СП 47.13330, [1]) и эксплуатации (ГОСТ 31937).
4.6 Описание видов наблюдений и состав работ приведен в разделе 6 настоящего методического документа.
4.7 Геотехнический мониторинг автодорожных тоннелей рекомендуется осуществлять в период строительства и не менее одного года с момента ввода их в эксплуатацию. Геотехнический мониторинг прилегающей геологической среды и зданий и сооружений окружающей застройки рекомендуется проводить до строительства и окончания начального этапа эксплуатации автодорожного тоннеля. При отсутствии стабилизации контролируемых параметров в течение указанного периода геотехнический мониторинг требуется продлевать.
Примечание - Отсутствием стабилизации изменений контролируемых параметров считается превышение их величин по сравнению с предыдущими циклами более чем на величину точности измерений.
4.8 При геотехническом мониторинге автодорожных тоннелей необходимо ведение документации по организационно-техническим мероприятиям, которая включает материалы для планирования работ по наблюдениям, а также контролю количества и состояния измерительного оборудования:
- календарные графики выполнения строительно-монтажных работ (СМР) необходимы для контроля всех циклов СМР и своевременного выполнения монтажных и иных видов работ для производства геотехнического мониторинга в автодорожном тоннеле;
- наряд, представляющий собой задание на производство работ геотехнического мониторинга, выполненное по специальной форме, содержащее сведения о наименовании объекта, вида наблюдений, типу измерительного оборудования, места наблюдения и т.д.;
- реестры учета измерительного геотехнического оборудования ведутся для внутреннего контроля их количества и технического состояния.
4.9 В случае если в автодорожном тоннеле предусматривается система мониторинга инженерных конструкций (СМИК), то геотехническое оборудование следует интегрировать в данную систему. Условиями интеграции геотехнического оборудования в СМИК являются требования к безопасности, эргономике, долговечности, совместимости и т.д. согласно ГОСТ Р 22.1.12. При этом продолжительность функционирования геотехнического оборудования должна составлять не менее 10000 часов.
4.10 Наблюдения (см. 6.3) должны обеспечивать заинтересованных лиц сведениями, необходимыми и достаточными для определения технического состояния объектов геотехнического мониторинга и фактической геодинамической ситуации в зоне влияния строительного производства.
4.11 При выполнении работ геотехнического мониторинга должны соблюдаться правила безопасности при строительстве подземных сооружений [2].
4.12 Организация, выполняющая геотехнический мониторинг, должна иметь разрешительную документацию на выполнение данного вида работ, квалифицированных специалистов и обладать современной технической базой.