Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.4.022-2015 Рекомендации по проведению геотехнического мониторинга строящихся и эксплуатируемых автодорожных тоннелей

     3 Термины и определения


В настоящем методическом документе применены следующие термины c соответствующими определениями:

3.1 анкерный датчик нагрузки: Вид геотехнического оборудования, применяемый для определения напряжений в грунтовом анкере за счет натяжения его стержня.

3.2 виброметрические наблюдения: Наблюдения, выполняемые для оценки влияния колебательных воздействий техногенного или природного происхождения на объекты геотехнического мониторинга.

3.3 гидросистема контроля осадки: Вид геотехнического оборудования, применяемый для определения величин осадок отдельных конструкций зданий и сооружений за счет изменения высотных отметок между замкнутой системой датчиков осадки и контрольной емкостью.

3.4 геотехнический мониторинг: Комплекс работ, основанный на натурных наблюдениях за поведением конструкций вновь возводимого или реконструируемого сооружения, его основания, вмещающего массива, геологической среды в мульде сдвижения, конструкций зданий и сооружений окружающей застройки, обеспечивающий безопасность строительства, реконструкции и начального этапа эксплуатации.

3.5 датчик давления грунта: Вид геотехнического оборудования, применяемый для контроля различных по своей природе давлений на контакте грунтового массива и строительных конструкций зданий и сооружений, определяемых за счет сдавливания (сжатия) измерительной пластины датчика.

3.6 датчик деформации: Вид геотехнического оборудования, располагаемый на поверхности или закладываемый в тело конструкций объектов геотехнического мониторинга, применяемый для контроля их напряженно-деформированного состояния (НДС) за счет сжатия или растяжения измерительной струны датчика.

3.7 деформационная марка: Геодезический или маркшейдерский знак, жестко укрепленный на конструкции здания или сооружения, меняющий свое планово-высотное положение вследствие осадки, просадки, подъема, сдвига, крена и т.д.

3.8 деформационный репер: Геодезический знак, опирающийся на плотные грунты или грунты, расположенные ниже глубины сезонного промерзания, для определения планово-высотного положения дневной поверхности.

3.9 индикатор подземных вод: Вид геотехнического оборудования, применяемый для определения уровня подземных вод в грунтовом массиве.

3.10 ленточный экстензометр: Вид геотехнического оборудования, применяемый для измерения деформаций и смещений за счет фактического удлинения или сжатия натянутой измерительной струны.

3.11 тензометрические наблюдения: Измерения, выполняемые специальными датчиками (давления грунта, деформации и т.д.) для оценки НДС конструкций объектов геотехнического мониторинга.

3.12 наклономер: Вид геотехнического оборудования, применяемый для измерения наклона или крена отдельных конструкций или в целом всего здания (сооружения).

3.13 опорный репер: Неподвижный геодезический знак, относительно которого определяются осадки, просадки, сдвиги, крены и т.д.

3.14 сейсмический датчик: Вид геотехнического оборудования, применяемый для измерения колебаний в объектах геотехнического мониторинга, вызванных природным или техногенным характером возникновения.

3.15 скважинный инклинометр: Вид геотехнического оборудования, применяемый для измерения глубинных горизонтальных смещений отдельных участков грунтовых толщ массива, определяемых за счет фактических деформаций обсадной трубы инклинометра.

3.16 скважинный пьезометр: Вид геотехнического оборудования, применяемый для определения порового (гидростатического) давления в целях оценки его влияния на объекты геотехнического мониторинга.

3.17 скважинный экстензометр: Вид геотехнического оборудования, применяемый для измерения глубинных смещений отдельных участков грунтовых толщ, определяемых за счет фактической деформации измерительных стержней экстензометра.

3.18 скважинный экструзометр: Вид геотехнического оборудования, применяемый для измерения деформаций в призабойном массиве, определяемых за счет фактического смещения измерительных магнитных колец по колонне обсадной трубы.