Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.055-2015 Рекомендации по расчету дренажных дорожных конструкций

     5.1 Методика расчета плоскостного горизонтального и поперечного дренажей с использованием дополнительных песчаных слоев основания

5.1.1 При расчете дренажной системы определяется требуемая толщина дренирующего слоя из дискретных материалов. В районах сезонного промерзания грунтов учитываются два расчетных этапа работы дренажных конструкций:

- первый - для периода, когда основание дорожной одежды под серединой проезжей части уже оттаяло, дренирующий слой у ее краев находится в мерзлом состоянии, а водоотводящие устройства не работают;

- второй - для времени, когда дренирующий слой полностью оттаял, и водоотводящие устройства начали нормально функционировать.

5.1.2 В зависимости от конкретных условий дренажная конструкция может быть рассчитана на один из трех вариантов работы:

- осушение;

- осушение с периодом запаздывания отвода воды;

- поглощение.

5.1.3 Полную толщину дренирующего слоя определяют по формуле (1)

,                                                                   (1)


где h - толщина слоя, полностью насыщенного водой, м;

h - дополнительная толщина слоя, зависящая от капиллярных свойств материала;

h=0,100,12 м для песков крупных, h=0,140,15 м - средней крупности и h=0,180,20 м - мелких.

Во всех случаях полную толщину дренирующего слоя следует принимать не менее 0,20 м.

5.1.4 Для дренирующего слоя, работающего по принципу осушения, h устанавливают по номограммам (рисунки 3, 4 и 5) в зависимости от длины пути фильтрации L и расчетной величины притока воды q в дренирующий слой за сутки на 1 м, определяемого по формуле (2)

, м/(м сут),                                        (2)


где q - осреднённое (табличное) значение притока воды в дренирующий слой при традиционной конструкции дорожной одежды, отнесённое к 1 м проезжей части, м/(м сут) (таблица 3);

K - коэффициент "пик", учитывающий неустановившийся режим поступления воды из-за неравномерного оттаивания и выпадения атмосферных осадков (таблица 4);

К - коэффициент гидрологического запаса, учитывающий снижение водопроницаемости дренирующего слоя в процессе эксплуатации дороги (таблица 4);

К - коэффициент, учитывающий снижение притока воды при принятии специальных мер по регулированию водно-теплового режима (таблица 5);

К - коэффициент, учитывающий накопление воды в местах изменения продольного уклона, определяемый при одинаковом направлении участков профиля у перелома по номограмме (рисунок 5), а при встречных уклонах - по эмпирической формуле (3)

,                                                 (3)


где К - коэффициент фильтрации, м/сут;

Т - время запаздывания, сут;

 и - абсолютная величина уклонов, доли единицы;
     
     
n - пористость дренирующего слоя, доли единицы.