ГОСТ 33398-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ
Правила защиты проводной связи от влияния тяговой сети электрифицированных железных дорог постоянного и переменного тока
Railway telecommunication. Protection regulations of lines communication against influence of a traction network of the electrified railways of constant and alternating current
МКС 45.020
Дата введения 2016-06-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) и Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным университетом путей сообщения (МИИТ)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 июля 2015 г. N 78-П)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2015 г. N 1566-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33398-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2016 г.
5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54938-2012*
_______________
* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2015 г. N 1566-ст национальный стандарт ГОСТ Р 54938-2012 отменен с 1 июня 2016 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт распространяется на устройства железнодорожной проводной электросвязи и устанавливает правила защиты их от опасных и мешающих напряжений и токов, возникающих при влиянии тяговых сетей электрифицированных железных дорог постоянного и переменного тока.
Правила, установленные настоящим стандартом, предназначены для применения на всех участках электрифицированных железных дорог и на всех участках неэлектрифицированных железных дорог, находящихся в зоне влияния тяговой сети.
Настоящий стандарт не распространяется на:
- установки проводной электросвязи энергосистем, линии которых обслуживаются как высоковольтные;
- средства и сооружения железнодорожной проводной электросвязи, расположенные внутри защитного заземляющего контура установок высокого напряжения;
- средства и сооружения железнодорожной автоматики и телемеханики (сигнализации, централизации и блокировки);
- устройства защиты подземных кабелей от коррозии блуждающими токами.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ 5238-81 Установки проводной связи. Схемы защиты от опасных напряжений и токов, возникающих на линиях. Технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 абонентское защитное устройство; АЗУ: Устройство, обеспечивающее защиту обслуживающего персонала и аппаратуры абонентского доступа от опасных напряжений и токов, возникающих в цепях электросвязи.
3.1.2 вводно-защитное устройство; ВЗУ: Устройство, обеспечивающее ввод кабелей электросвязи, защиту обслуживающего персонала и аппаратуры аналоговой и цифровой электросвязи от опасных напряжений и токов, возникающих в цепях электросвязи.
3.1.3 гальваническое влияние (на сооружение железнодорожной проводной электросвязи): Нежелательный переход электрической энергии от источника влияния на сооружение проводной железнодорожной электросвязи при их непосредственном соприкосновении или косвенном соединении через землю, обусловленном протеканием тяговых токов.
3.1.4 железнодорожная электросвязь: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих формирование, прием, обработку, хранение, передачу и доставку сообщений электросвязи в процессе организации и выполнения технологических процессов железнодорожного транспорта.
3.1.5 длина сближения: Длина той части цепи электросвязи, которая находится в зоне влияния тяговой сети электрифицированных железных дорог.
3.1.6 "два провода рельс" линия; ДПР: Воздушная линия продольного электроснабжения на участках контактной сети переменного тока.
3.1.7 заземляющее устройство (для средств и сооружений железнодорожной электросвязи): Совокупность заземлителя и заземляющих проводников, предназначенная для заземления средств и сооружений железнодорожной электросвязи.
Примечание - По назначению заземляющие устройства делят на защитные, предназначенные для защиты средств и сооружений железнодорожной электросвязи от опасных и мешающих влияний электромагнитных полей, рабочие, обеспечивающие использование земли в качестве одного из проводов электрической цепи, рабоче-защитные и измерительные.
3.1.8 защитные меры от опасного и мешающего влияния (на сооружение проводной железнодорожной электросвязи): Комплекс мероприятий, направленных на предупреждение опасного и мешающего воздействия на людей и средства проводной железнодорожной электросвязи.
3.1.9 защитные устройства (станционного) оборудования железнодорожной электросвязи: Технические средства, предназначенные для защиты станционного оборудования железнодорожной электросвязи от помех и повреждения электрическим током, возникающих в проводных линиях связи в результате магнитного и гальванического влияний.
3.1.10 магнитное влияние (на сооружение проводной железнодорожной электросвязи): Нежелательный переход электрической энергии от источника влияния на сооружение проводной железнодорожной электросвязи посредством электромагнитного поля.
3.1.11 местная сеть общетехнологической телефонной связи; сеть ОбТС МС: Часть сети общетехнологической телефонной связи, обеспечивающая фиксированной телефонной связью работников железнодорожного транспорта в пределах железнодорожных станции или предприятия.
Примечание - Структурно местная телефонная сеть состоит из сети абонентского доступа и межстанционной сети, образованной совокупностью коммутационных станций и соединительных линий.
3.1.12 мешающее влияние (на сооружение железнодорожной проводной электросвязи): Появление токов или напряжений в каналах железнодорожной проводной электросвязи, ухудшающих нормируемое качество связи.
3.1.13 опасное влияние (на сооружение железнодорожной проводной электросвязи): Появление недопустимо высоких токов или напряжений в сооружении железнодорожной проводной электросвязи, которые подвергают опасности здоровье обслуживающего персонала или абонентов, пользующихся средствами железнодорожной электросвязи, повреждают или разрушают сооружения электросвязи.
3.1.14 проводная железнодорожная электросвязь: Железнодорожная электросвязь, осуществляемая посредством электрических сигналов, распространяющихся по кабелям связи и проводам.
3.1.15 сближение: Взаимное расположение электрифицированной железной дороги и линии железнодорожной проводной электросвязи, при котором в цепях линии проводной железнодорожной электросвязи могут возникать опасные и мешающие напряжения и токи.
3.1.16 сеть общетехнологической телефонной связи; сеть ОбТС: Сеть железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность автоматических телефонных станций, узлов автоматической коммутации, средств информационно-справочных служб, циркулярного вызова, тарификации, линий, каналов телефонной сети, оконечных абонентских устройств, обеспечивающая потребность структурных подразделений железнодорожного транспорта в фиксированной телефонной связи в пределах всей сети железнодорожного транспорта в целях обеспечения общего руководства технологическими процессами.
Примечания
1 Сеть ОбТС организуют на магистральном, зоновом и местном уровнях.
2 Присоединение сети ОбТС к телефонной сети общего пользования (ТфОП) осуществляют на уровне местных сетей.
3.1.17 сеть оперативно-технологической связи (железнодорожного транспорта); сеть ОТС: Телефонная сеть железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность коммутационных станций, линий, каналов сети, оконечных абонентских устройств, предназначенная для оперативного руководства технологическим процессом работы железнодорожного транспорта, связанным с управлением движением поездов, перевозками и текущим содержанием железнодорожной инфраструктуры.
Примечания
1 Сеть ОТС является технологической, не присоединенной к сети общего пользования.
2 В сети ОТС организуют виды связи, работающие по диспетчерскому и постанционному принципам с использованием групповых каналов, дорожные виды диспетчерской связи с использованием коммутируемых каналов, станционные виды связи, межстанционную и перегонную связь.
3.1.18 сеть станционной двухсторонней парковой связи; сеть СДПС: Часть станционной сети оперативно-технологической связи, предназначенная для громкоговорящего оповещения и переговоров между руководителями технологического процесса работы железнодорожной станции и исполнителями, находящимися как в служебных помещениях, так и в парках на территории станции.
Примечание - Основными техническими средствами станционной двухсторонней парковой связи являются коммутационное и усилительное оборудование, пульты руководителей, парковые переговорные устройства и громкоговорители фидерных линий.
3.1.19 сеть станционной оперативно-технологической связи; сеть ОТС С: Часть сети оперативно-технологической связи, предназначенная для оперативного управления эксплуатационной работой железнодорожной станции.
Примечание - Станционная ОТС включает в себя связи следующего назначения:
- станционную распорядительную телефонную связь (СРТС), предназначенную для оперативного руководства работой станции;
- стрелочную телефонную связь, предназначенную для связи дежурного по станции со стрелочными постами в процессе управления поездной и маневровой работой;
- станционную двустороннюю парковую связь для связи руководителей станции с исполнителями, находящимися в парках железнодорожных станций.
3.1.20 согласованная нагрузка: Резистор на конце длинной линии, сопротивление которого равно волновому сопротивлению данной линии.
3.1.21 сооружения проводной железнодорожной электросвязи: Объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств и кабелей железнодорожной электросвязи.
3.1.22 средства железнодорожной электросвязи: Технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений железнодорожной электросвязи, а также иные технические и программные средства, используемые при обеспечении функционирования сетей железнодорожной электросвязи или оказании услуг связи.
3.1.23 ширина сближения: Среднее расстояние между эквивалентным проводником, находящимся под напряжением тяговой сети и проводником линии электросвязи. Если это расстояние менее 10 м, то шириной сближения следует считать расстояние от контактной сети до линии электросвязи.
3.1.24 электрическое влияние (на сооружение проводной железнодорожной электросвязи): Нежелательный переход электрической энергии от источника влияния на сооружение проводной железнодорожной электросвязи посредством электрического поля.
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ВОЛП - волоконно-оптическая линия передачи;