5.4.1. ДЦ проектируют на участках железных дорог, станции которых оборудованы электрической централизацией, а перегоны - автоматической блокировкой, автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи или полуавтоматической блокировкой с автоматическим контролем прибытия поезда в полном составе.
По решению владельца инфраструктуры возможно включение в участки, оборудованные системой ДЦ, станции, не оборудованные ЭЦ.
5.4.2 При проектировании следует учитывать, что устройства ДЦ обеспечивают:
- централизованное управление стрелками и светофорами, устройствами, обеспечивающими предотвращение самопроизвольный выход железнодорожного подвижного состава на маршруты приема, следования и отправления одной или нескольких станций (раздельных пунктов) и перегонов железнодорожного пути, оборудованных АБ, АЛСО, ПАБ с автоматическим контролем прибытия поезда в полном составе из одного диспетчерского центра с обеспечением резервного управления устройствами электрической централизации на этих станциях (раздельных пунктах) и путевых постах;
- непрерывный контроль на аппарате управления за положением стрелок и занятостью перегонов, путей на станциях и прилегающих к ним блок-участках, установленным направлением движения на перегонах, а также показанием входных, выходных, маршрутных, а при проведении маневровых работ - маневровых светофоров;
- обмен информацией с системами автоматизированного управления движением поездов, системами диспетчерского контроля и системами технического диагностирования и мониторинга;
- возможность изменения направления движения при ложной занятости блок-участков;
- передачу данных для оповещения пассажиров о движении поездов (время отправления, прибытия, маршрут следования поездов пригородного и дальнего сообщений, информация о приближении и проследовании железнодорожного подвижного состава), а также оповещения работников, выполняющих работы на железнодорожных путях, о приближении поезда.
5.4.3 Границы диспетчерских кругов устанавливают заданием на проектирование в зависимости от местных эксплуатационных условий.
5.4.4 На диспетчерском круге проектируют следующие виды управления:
- АУ, при котором управление всегда осуществляют с аппарата управления (АРМ ДСП) дежурного по станции;
- ДУ, при котором управление осуществляют с аппарата управления (АРМ ДНЦ) поездного диспетчера пункта управления ДЦ.
5.4.5 На диспетчерское управление, как правило, включают все промежуточные станции и раздельные пункты, оборудованные ЭЦ, входящие в диспетчерский круг. Раздельные пункты, не оборудованные ЭЦ, а также временные путевые посты, по решению владельца инфраструктуры, в диспетчерское управление не включают.
Вид управления определяют в задании на проектирование.
5.4.6 Для станций диспетчерского управления кроме управления поездным диспетчером предусматривают следующие режимы управления:
- СУ, включаемое по команде ТУ поездного диспетчера;
- РУ, включаемое ДСП по приказу ДНЦ.
По решению владельца инфраструктуры дополнительно можно предусматривать следующие режимы управления:
- МУ на станциях с ДУ, при котором частью стрелок и сигналов на станции по команде ТУ поездного диспетчера управляет руководитель маневров на станции;
- КУ на станциях с АУ, при котором поездной диспетчер управляет стрелками и светофорами по главным и боковым путям, предназначенным для безостановочного пропуска поездов, а по остальным путям и районам станции, изолированным охранным положением стрелок, управление стрелками и светофорами осуществляет ДСП.
При проектировании возможно применение различных вариантов местного и комбинированного режимов управления.
Для станций, находящихся на диспетчерском управлении или в режиме комбинированного управления может быть предусмотрена функция ДЦ "Автоматическое формирование команды ТУ на установку маршрута" на основании задания от автоматизированной системы управления движением.
5.4.7 При проектировании на двухпутных участках предусматривают возможность включения диспетчером на станциях режима автодействия светофоров.
5.4.8 При проектировании учитывают, что при автономном и станционном управлении открытие ДСП выходных светофоров для отправления на станцию ДУ осуществляют с разрешения поездного диспетчера по командам ТУ:
- на однопутные перегоны;
- на неспециализированные пути многопутных перегонов;
- на специализированные пути двухпутных перегонов в неправильном направлении.
По решению владельца инфраструктуры данные условия могут быть распространены на граничную станцию другого смежного диспетчерского круга. В этом случае на данной станции проектируют установку линейного пункта ДЦ смежного диспетчерского круга независимо от вида управления.