В соответствии с международным стандартом, устанавливающим требования к системе менеджмента устойчивого развития, интеллектуальности и адаптивности административно-территориальных образований (АТО) с учетом правовых и иных требований, а также соответствующей информации, настоящий стандарт предназначен для того, чтобы:
- управлять устойчивым развитием, интеллектуальностью и адаптивностью АТО с учетом особенностей территории, с которой связаны соответствующие АТО;
- повысить эффективность вклада АТО в устойчивое развитие;
- оценить показатели деятельности АТО с точки зрения устойчивого развития, а также уровня их интеллектуальности и адаптивности.
Примечание - интеллектуальность интегрирована в процесс устойчивого развития, то есть устойчивое развитие является общим процессом, тогда как интеллектуальность - характеристикой.
В настоящем стандарте не определяются ориентиры или ожидаемые уровни эффективности.
Несмотря на то что задача устойчивого развития имеет глобальный характер, стратегии его достижения на уровне АТО в значительной степени являются локальными и поэтому, могут различаться по условиям и содержанию в зависимости от региона. Таким образом, стратегии отражают контекст, предварительные условия, приоритеты и потребности, в частности в социальной среде, например, социальную справедливость, культурную идентичность и культурные традиции, культурное наследие, здоровье человека, безопасность и комфорт, а также социальную инфраструктуру.
Управление устойчивым развитием, интеллектуальностью и адаптивностью АТО охватывает широкий спектр вопросов, например вопросы экономической, социальной и природной среды существования АТО и их взаимодействия. Такие вопросы могут иметь стратегический, оперативный и конкурентный подтекст.
Примечание - Способность обеспечения взаимной гармонии и единства целей является основополагающим условием эффективного и рационального достижения целей АТО.
Успешное внедрение настоящего стандарта может быть использовано АТО для демонстрации заинтересованным сторонам того, что надлежащая система менеджмента функционирует, а также для стимулирования их инициативности. Это поможет АТО разработать стратегии устойчивого развития, интеллектуальности и адаптивности, а также цели и процессы исполнения соответствующих обязательств. Это также поможет АТО в проведении мероприятий, необходимых для улучшения показателей деятельности и подтверждения их соответствия настоящему национальному стандарту.
Аналогично всем стандартам для систем менеджмента в основе настоящего стандарта лежит метод PDCA (планирование, реализация, контроль, корректировка) (цикл Деминга), который в краткой форме можно описать следующим образом:
- планирование: определение целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с целями АТО;
- действие: реализация процессов и достижение целей;
- проверка: контроль и оценка процессов на предмет соответствия политике АТО, их целям, правовым и иным требованиям, а также составление отчета о результатах;
- коррекция: принятие необходимых мер, направленных на улучшение показателей.
На рисунке 1 показано, что содержание настоящего стандарта отражает внедрение и адаптацию метода PDCA (цикла Деминга) к управлению устойчивым развитием, интеллектуальностью и адаптивностью АТО.
Стратегические этапы являются итерационными (повторяющимися), тогда как оперативные этапы последовательны. Именно их совместная реализация помогает АТО в повышении устойчивости, адаптивности и интеллектуальности, на что указывает большая стрелка.
Настоящий стандарт позволит АТО разработать комплексные и интегрированные стратегии, которые отвечают потребностям заинтересованных сторон, отказаться от бизнеса с изоляционистским подходом, организовать сотрудничество во всех отраслях деятельности и способствовать развитию взаимодействия.
Рисунок 1 - Схематическое изображение содержания стандарта
Если говорить более конкретно, стандарт будет способствовать, например:
- разработке и формированию согласованного представления об устойчивом развитии и адаптивности АТО;
- повышению устойчивости проектов, программ и мероприятий, осуществляемых под непосредственным управлением АТО или на территории, к которым они относятся;
- развитию межотраслевых и многофункциональных методов оценки затрат на срок службы и общих затрат;
- развитию синергии (возрастанию эффективности деятельности в результате интеграции);
- повышению эффективности и привлекательности проектов.