10.1 Конструкция АТЗ (ТЗА) должна обеспечивать выполнение требований эргономики по ГОСТ 12.2.033 с учетом антропометрических параметров водителя-оператора по ГОСТ 12.2.049.
10.2 Размещение приборов контроля, органов управления и светосигнализаторов должно обеспечивать возможность работы водителя-оператора в любых метеорологических условиях днем и ночью. С рабочего места водителя-оператора должен обеспечиваться достаточный обзор органов управления и контроля оборудования АТЗ (ТЗА) при выполнении рабочих операций налива (слива) авиатоплива и заправки ВС.
10.3 Усилия, прилагаемые к органам управления, рычагам запорной и регулирующей арматуры и другим элементам управления технологического оборудования при выполнении рабочих операций, не должны превышать 150 Н, а масса часто снимаемых без применения средств механизации сборочных единиц не должна быть более 30 кг.
10.4 Сборочные единицы, узлы и агрегаты АТЗ (ТЗА) массой от 15 до 30 кг, снятие которых предусмотрено вручную, должны быть снабжены надежными и удобными устройствами для их захвата и перемещения. Сборочные единицы, узлы и агрегаты АТЗ (ТЗА), имеющие массу более 30 кг, должны быть снабжены грузозахватными приспособлениями (рым-болты, проушины и т.д.) для присоединения к крюкам (захватам) чалочных (грузоподъемных) средств, с указанием величины поднимаемой массы.
10.5 Пульты, приборы контроля и органы управления должны быть размещены в доступном для обзора месте и иметь достаточное освещение для работы и обслуживания.
Управление рабочими операциями должно быть простым, удобным и легко запоминающимся для исключения ошибок водителя-оператора при их выполнении в течение всей смены.
10.6 Органы управления технологическим оборудованием АТЗ (ТЗА) при выполнении рабочих операций должны отвечать следующим требованиям:
- органы управления и рычаги запорной и регулирующей арматуры, предназначенные для ступенчатых переключений, должны иметь надежную фиксацию и обозначения промежуточных положений;
- конечные положения органов управления и рычагов запорной и регулирующей арматуры должны быть четко обозначены и ограничены стопором (упором);
- форма и размеры элементов органов управления и рычагов запорной и регулирующей арматуры должны обеспечивать надежный захват их руками водителя-оператора в индивидуальных средствах защиты.
Органы управления в местах контакта с руками водителя-оператора должны быть выполнены из материалов, не имеющих вредного (токсичного) влияния на водителя-оператора.
10.7 Органы управления технологическим оборудованием и рычаги запорной и регулирующей арматуры при выполнении рабочих операций должны быть снабжены надписями на русском языке, поясняющими их назначение и указывающими рабочее положение, в соответствии со схемой, размещенной в технологическом отсеке АТЗ (ТЗА).
10.8 Переключатели, выключатели и кнопки управления, применение которых обусловлено особыми правилами, должны быть снабжены блокировочными предохранительными устройствами, предохраняющими их от случайного включения или выключения.
10.9 Предупреждающие и аварийные звуковые сигналы должны быть непрерывны в допустимых для человеческого слуха пределах звуковых частот.
10.10 Для выполнения монтажно-демонтажных работ технологического оборудования АТЗ (ТЗА) водитель-оператор должен быть обеспечен необходимыми инструментами, а усилия, прилагаемые к ним в процессе выполнения ремонтных работ, не должны превышать 150 Н.