Положения о функционировании систем и основные принципы менеджмента качества органов власти
А.1 Положения о функционировании систем менеджмента качества органов власти
Требования настоящего стандарта отражают специфику функционирования органов власти, учитывая что они:
- находятся вне конкурентных отношений в границах государства;
- обладают исключительными полномочиями для предоставления продукции и/или услуг в рамках своей компетенции, юрисдикции;
- работают со всеми внешними заинтересованными сторонами, обращающимися в орган власти, в рамках сферы ответственности органа власти;
- обладают единой для всех уровней органов власти миссией - развитие благополучия граждан своего государства посредством реализации функций, ответственности и полномочий, закрепленных за конкретным органом власти;
- осуществляют развитие потенциала сотрудников, организуют качественный подбор и ротацию кадров;
- осуществляют информирование потребителей и других заинтересованных сторон о своих целях, процессах и результатах деятельности, в том числе разъясняя потребителям и заинтересованным сторонам мотивы своих действий, решений.
Системы менеджмента качества органов власти не предполагают единообразия в структурах и документации.
Уникальность системы менеджмента качества определяют:
- продукция и/или услуги, предоставляемые органом власти в пределах возложенных на него полномочий;
- внешняя и внутренняя среда органа власти, изменения и риски, связанные с ними;
- изменяющиеся требования потребителей и заинтересованных сторон;
- миссия и ценности органа власти;
- цели, задачи, функции государства, существующие политики и методы работы органа власти, включая организационные;
- размер и структура органа власти;
- компетентность работников органа власти;
- наличие необходимых ресурсов в органе власти и др.
Систему менеджмента качества органа власти следует разрабатывать настолько простой, насколько это возможно, чтобы функционировать результативно и эффективно.
А.1.1 Процессный подход в органах власти
Настоящий стандарт направлен на применение органом власти "процессного подхода" при разработке, внедрении и повышении результативности и эффективности системы менеджмента качества.
Для успешного функционирования органу власти следует осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности.
Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Применение в органах власти системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут быть определены как "процессный подход".
Примечание - Ко всем процессам может быть применен цикл "Plan-Do-Check-Act" (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:
- планирование (plan) - разработка целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой органа власти;
- осуществление (do) - внедрение процессов;