46. Разработка рекомендаций по снижению риска аварий является заключительным этапом процедуры оценки риска аварии. Рекомендации должны основываться на результатах идентификации опасностей аварий, количественной оценке риска аварий и определении степени опасности участков технологических трубопроводов, связанных с перемещением взрывопожароопасных газов.
47. Рассчитанные показатели риска аварий на участках технологических трубопроводов, связанных с перемещением взрывопожароопасных газов, используются для обоснования приоритетов в мероприятиях по оптимальному обеспечению безопасного функционирования ОПО в условиях опасности возможного возникновения промышленных аварий (риск-ориентированный подход).
48. Необходимость разработки рекомендаций по снижению риска аварий определяется ранжированием участков (составных частей) технологических трубопроводов, связанных с перемещением взрывопожароопасных газов, по степени опасности и обусловлена имеющимися ресурсами на внедрение дополнительных мероприятий (мер, групп мер) обеспечения безопасности технического и (или) организационного характера.
49. Рекомендации по снижению риска аварий разрабатываются в форме проектных решений или планируемых мероприятий (мер, групп мер) обеспечения безопасности технического и (или) организационного характера.
50. Для оценки эффективности возможных мер (групп мер) обеспечения безопасности решают следующие альтернативные оптимизационные задачи:
а) при заданных ресурсах выбирают оптимальную группу мер безопасности, обеспечивающих максимальное снижение риска аварий на ОПО;
б) минимизируя затраты, выбирают оптимальную группу мер безопасности, обеспечивающих снижение риска аварий до значений, исключающих долгосрочную эксплуатацию чрезвычайно опасных участков ОПО.
51. В рамках риск-ориентированного подхода можно выделить две группы мер обеспечения безопасности: организационно-технические мероприятия, направленные на уменьшение вероятности возникновения аварий, и меры, направленные на смягчение тяжести последствий аварий.
52. Меры по уменьшению вероятности возникновения аварий включают:
а) меры по уменьшению вероятности возникновения инцидента (разгерметизации оборудования);
б) меры по уменьшению вероятности перерастания инцидента в аварийную ситуацию (появления поражающих факторов).
53. Меры по уменьшению тяжести последствий аварий включают:
а) меры, предусматриваемые при проектировании ОПО (например, выбор несущих конструкций, запорной арматуры);
б) меры, относящиеся к системам противоаварийной защиты и контроля (например, применение газоанализаторов);
в) меры, касающиеся готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации последствий аварий.
54. Среди решений, направленных на предупреждение аварийных выбросов опасных веществ (уменьшение вероятности аварий) на технологических трубопроводах, связанных с перемещением взрывопожароопасных газов, следует отметить:
применение материалов повышенной прочности, повышение толщин стенок сосудов и трубопроводов;
использование защитных кожухов;
повышенную частоту диагностики, испытаний на прочность и герметичность;
повышение чувствительности и надежности систем контроля технологических процессов и блокировок.
55. Среди решений, направленных на уменьшение тяжести последствий аварий, выделяют:
установление безопасных расстояний до мест скопления персонала (сокращение времени пребывания персонала в опасной зоне);
ограничение площадей возможных аварийных разливов за счет возведения инженерных сооружений (системы аварийных лотков, дренажных емкостей);
планировочные решения, исключающие эскалацию аварий;
повышение взрывозащищенности зданий и сооружений на территории ОПО;
установку датчиков загазованности;
информирование персонала об опасностях аварий.