5.1 Габариты приближения автомобильных дорог общего пользования определяются минимальными габаритами приближения автомобильных дорог по ширине и высоте.
Габариты приближения автомобильных дорог общего пользования по ширине (Г) определяются действующими требованиями к параметрам геометрических элементов поперечного профиля для каждой категории автомобильных дорог по ГОСТ 33475 и расстояниями установки на них технических средств организации дорожного движения или других конструкций по ГОСТ 33151.
5.2 Величины минимальных габаритов приближения по ширине автомобильных дорог зависят от класса автомобильных дорог и их категории. Габариты приближения автомобильных дорог общего пользования по ширине на участках, не оборудованных техническими средствами и какими-либо другими конструкциями, определяются шириной земляного полотна, включающей геометрические элементы поперечного профиля автомобильных дорог.
Параметры геометрических элементов поперечного профиля автомобильных дорог различных категорий приведены в таблице А.1 (приложение А), а схемы и формулы, необходимые для расчетов габаритов приближения по ширине на участках, не оборудованных техническими средствами или другими конструкциями, приведены на рисунке Б.1 (приложение Б). Значения минимальных габаритов для автомагистралей, скоростных и обычных автомобильных дорог приведены в таблице 5.1 и показаны на рисунках Б.2-Б.6 (приложение Б).
5.3 Минимальные расстояния установки ТСОДД должны измеряться от кромки проезжей части до ближнего края или ближней поверхности установленных технических средств.
Минимальные расстояния установки ТСОДД приведены в таблице А.2 (приложение А).
5.4 При определении габаритов приближения по ширине следует учитывать, что при установке дорожных ограждений на разделительной полосе автомобильной дороги расстояние от левой кромки проезжей части до лицевой стороны барьерного или парапетного ограждений должно быть не менее 1,0 м. При реконструкции автомобильных дорог (кроме автомагистралей) в стесненных условиях допускается это расстояние уменьшать до 0,5 м.
5.5 При определении габаритов приближения по ширине следует учитывать нормативные требования по уширению параметров геометрических элементов поперечного профиля при устройстве дополнительных полос движения в сторону подъема, переходно-скоростных полос, автобусных остановок, закруглений и других уширений проезжей части.
5.6 Минимальные габариты приближения по высоте автомобильных дорог (Н), приведенные в таблице 5.1, определяются с учетом высоты расчетного транспортного средства и зазоров безопасности:
- для автомобильных дорог категорий I-III не менее 5,0* м;
_______________
* Габариты приближения по высоте (Н) автомобильных дорог категорий I-III Республики Казахстан должны быть не менее 5,5 м (для автомобильных дорог категорий IV-V - не менее 5,0 м).
- для автомобильных дорог категорий IV-V не менее 4,5* м;
_______________
* Габариты приближения по высоте (Н) автомобильных дорог категорий I-III Республики Казахстан должны быть не менее 5,5 м (для автомобильных дорог категорий IV-V - не менее 5,0 м).
- для автомобильных дорог категорий Vla, VIб не менее 5,0 м.
5.7 В целях обеспечения безопасности дорожного движения расстояния от поверхности проезжей части до нижнего края ТСОДД, расположенных над проезжей частью автомобильных дорог, должны быть не менее габаритов приближения автомобильных дорог по высоте, как показано на рисунке Б.6 (приложение Б).
5.8 При проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации автомобильных дорог в местах пересечения дорог инженерными коммуникациями, расположенными над дорогой, вертикальное расстояние от их нижних точек до поверхности проезжей части дороги должно быть не менее установленных габаритов приближения по высоте.
Для соблюдения установленного габарита приближения по высоте в местах пересечений автомобильных дорог линиями электропередач необходимо, чтобы высота их расположения над поверхностью проезжей части была не менее требований, указанных в ГОСТ 12.1.051.
5.9 Местоположение искусственных неровностей, устанавливаемых в соответствии с требованиями ГОСТ 32964, не должно уменьшать габариты приближения автомобильной дороги по высоте, и они не должны размещаться в местах, перечисленных в 5.8.
5.10 На автомобильных дорогах опоры светильников устанавливают за бровкой земляного полотна на расстоянии от нее не менее 0,5 м.
При установке опор освещения на середине разделительной полосы около них с каждой стороны устанавливаются удерживающие дорожные ограждения на расстоянии 1 м (РУ=1 м). Минимальные габариты приближения автомобильных дорог в этом случае следует определять как для участков, оборудованных барьерными ограждениями, по таблице 5.1.
5.11 При определении минимальных габаритов приближения по ширине на железнодорожных переездах и подходах к ним следует учитывать, что стойки шлагбаумов, светофоров переездной сигнализации, перила, направляющие устройства устанавливаются на расстоянии не менее 0,75 м, а стойки габаритных ворот и опоры освещения - не менее 1,75 м от кромки проезжей части дороги. Минимальные габариты приближения по ширине автомобильных дорог на переездах приведены в таблице 5.2.
5.12 При проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации автомобильных дорог какие-либо элементы сооружений, конструкций или устройств не следует располагать внутри границ установленных габаритов приближения автомобильных дорог, приведенных в таблицах 5.1 и 5.2.
Таблица 5.1 - Минимальные габариты приближения по ширине автомобильных дорог
В метрах | |||||||||||
Класс и кате- | Общее число полос дви- | b | ШО | С | Г при установке | ||||||
дорожных знаков, ограждений, сигнальных столбиков для РУ=1 на | ограж- | дорож- | светофо- | ||||||||
правой и левой обочинах | правой или левой обочине | РП и обочинах | |||||||||
IA* | 8 | 3,75 | 3,75 | 6,00 | 43,50 | 38,00 | 40,75 | 2х(17,00) | - | 2х(20,75) | - |
6 | 36,00 | 30,50 | 33,25 | 2х(13,25) | - | 2х(17,00) | |||||
2,00+s | 32,00+s | 2х(13,25) | 13,25/16,0** | 2х(16,00) | - | ||||||
4 | 6,00 | 28,50 | 23,00 | 25,75 | 2х(9,50) | - | 2х(13,25) | ||||
2,00+s | 24,50+s | 2х(9,50) | 9,50/12,25 | 2х(12,25) | - | ||||||
IБ* | 6 | 3,50*** | 3,00*** | 2,00+s | 29,00+s | 2х(12,50) | 12,5/14,5 | 2х(12,50) | 2х(14,50) | - | |
3,75 | 3,75 | 5,00 | 35,00 | 29,50 | 32,25 | 2х(13,25) | - | 2х(17,00) | |||
2,00+s | 32,00+s | 2х(13,25) | 13,25/16,00 | 2х(12,50) | 2х(14,50) | - | |||||
4 | 3,50 | 3,00 | 2,00+s | 22,00+s | 2х(9,00) | 9,00/11,00 | 2х(9,00) | 2х(11,00) | - | ||
3,75 | 3,75 | 5,00 | 27,50 | 22,00 | 24,75 | 2х(9,50) | - | 2х(13,25) | |||
2,00+s | 24,50+s | 2х(9,50) | 9,50/12,25 | 2х(9,50) | 2х(12,25) | - | |||||
IB* | 6 | 3,50*** | 3,00*** | 2,00+s | 29,00+s | 2х(12,50) | 12,50/14,50 | 2х(12,50) | 2х(14,50) | - | 2х(12,00) |
3,50 | 3,75 | 2,00+s | 30,50+s | 2х(12,50) | 12,50/15,25 | 2х(12,50) | 2х(14,50) | - | 2х(12,00) | ||
3,75 | 3,75 | 5,00 | 35,00 | 29,5 | 32,25 | 2х(13,25) | - | 2х(17,00) | 2х(12,75) | ||
4 | 3,50 | 3,00 | - | 20,00 | 16,00 | 18,00 | - | - | - | 15,00 | |
3,75 | 3,75 | 5,00 | 27,50 | 22,00 | 24,75 | 2х(9,50) | - | 2х(13,25) | 2х(8,50) | ||
3,50 | 3,75 | 2,00+s | 23,50+s | 2х(9,00) | 9,00/11,75 | 2х(9,00) | 2х(10,75) | - | 2х(8,50) | ||
4 | 3,50 | 2,50 | - | 19,00 | 16,00 | 17,50 | 15,00 | ||||
II | 3,50 | 3,00 | 13,00 | 9,00 | 11,00 | 8,00 | |||||
2,50 | 12,00 | 10,50 | |||||||||
3,75 | 3,75 | 15,00 | 9,50 | 12,25 | 8,50 | ||||||
III | 2 | 3,50 | 2,5 | 12,00 | 9,00 | 10,50 | 8,00 | ||||
3,00 | 11,00 | 8,00 | 9,50 | 7,00 | |||||||
IV | 3,00 | 2,0 | 10,00 | 8,00 | 9,00 | 7,00 | |||||
V | 2,75 | 1,25 | 8,00 | 7,50 | 7,75 | 6,50 | |||||
1 | 4,50 | 1,75 | 8,00 | 6,50 | 7,25 | 5,50 | |||||
VIa | 1 | 4,50 | 1,00 | 6,50 | 6,50 | 6,50 | 5,50 | ||||
VIб | 1 | 3,00 | 0,75 | 4,50 | 5,00 | 4,75 | 4,00 | ||||
* Для автомобильных дорог категории I с числом полос 8 и более габариты приближения Г устанавливаются по формулам, приведенным в приложении Б, учитывая, что ширина проезжей части одного направления равна (), где b - ширина каждой полосы движения в метрах; n - число полос движения одного направления. |