Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33005-2014 (ISO 13625:2002) Нефтяная и газовая промышленность. Оборудование буровое и эксплуатационное. Соединения морских буровых райзеров. Общие технические требования (Переиздание)

     3.1 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

Примечание - Полный перечень терминов и определений, относящихся к системам морских буровых райзеров, содержится в [2].

3.1.1 вспомогательная линия (auxiliary line): Наружный трубопровод (не включающий линию дросселирования и линию глушения), установленный параллельно главной колонне райзера, для прохода потока скважинной жидкости.

Пример - Линия жидкости системы контроля, линия управления плавучестью, линия подъема бурового раствора.

3.1.2 главный трубопровод райзера (riser main tube): Основной трубопровод, к которому присоединяют секции райзера.

3.1.3 затворное соединение (breech-block coupling): Соединение одной детали с другой методом вращения.

3.1.4 индикация (indication): Визуальный признак трещин, выемок или других несоответствий, обнаруженных во время магнитопорошковой и капиллярной дефектоскопии.

3.1.4.1 линейная индикация (linear indication): Индикация, в которой длина обнаруженных дефектов в три или более раз превышает ее ширину.

3.1.4.2 существенная индикация (relevant indication): Любая индикация значительного размера более 1,6 мм (1/16 дюйма).

3.1.4.3 индикация сферической формы (rounded indication): Индикация круглой или эллиптической формы с длиной менее чем 3 ширины.

3.1.5 коэффициент усиления напряжения; КУН, (stress amplification factor; SAF, ): Коэффициент, равный отношению максимальных локальных переменных (нормальных - или касательных - ) напряжений в металлическом элементе трубы (включая сварные соединения), к номинальным переменным напряжениям в стенках трубопровода в месте расположения выделенного элемента трубы, на котором определяются величины напряжений.

Примечание - Данный коэффициент применяется для оценки повышения напряжений, вызванного усилителями концентраций напряжения, которые обычно встречаются в компонентах райзера.

3.1.6 линия глушения, штуцерная линия (choke and kill lines, C&K lines): Наружный трубопровод, расположенный с фронтальной части трубы водоотделяющей колонны и используемый для циркуляции жидкости внутри и снаружи ствола скважины с целью управления давлением.

Примечание - Линия глушения и штуцерная линия являются основными элементами под давлением

3.1.7 морской буровой райзер (marine drilling riser): Трубопровод, служащий в качестве продолжения буровой скважины от аппаратуры управления скважиной на оборудовании устья скважины на морском дне до плавучей буровой установки.

3.1.8 муфта райзера (riser coupling box): Охватывающий соединительный элемент.

3.1.9 ниппель райзера (riser coupling pin): Охватываемый соединительный элемент.

3.1.10 номинальная нагрузка (rated load): Прикладываемая нагрузка, используемая при проектировании, анализе и испытаниях соединений, основанная на максимальной ожидаемой рабочей нагрузке.

Примечание - Под номинальной рабочей нагрузкой на соединение подразумевается среднее значение напряжений в соединении райзера, не превышающее допустимые пределы, установленные в настоящем стандарте.

3.1.11 предварительная нагрузка (preload): Сжимающая нагрузка на опору, образующаяся в сопряжении между элементами муфты и ниппеля, которая определяется упругой деформацией, вызванной свинчиванием соединения.

3.1.12 резьбовое соединение (threaded coupling): Соединение, имеющее соответствующие резьбовые элементы, которые образуют соединение.

3.1.13 соединение морского райзера (marine riser coupling): Элемент для быстрого соединения и разъединения райзеров.

Примечание - Муфта или ниппель (в зависимости от типа конструкции) обеспечивает несение передаваемых нагрузок от свободно подвешенного райзера к спайдеру для монтажа и демонтажа райзера во время его спуска или извлечения. Кроме того, соединение может обеспечивать несение нагрузки линии дросселирования, линии глушения и вспомогательной линии и противодействие нагрузке от устройств для поддержания плавучести.

3.1.14 соединение путем защелкивания (dog-type coupling): Соединение, имеющее зажимы, которые выступают в виде клиньев с механическим приводом между замковой муфтой и штифтом для захвата.

3.1.15 соединение цанговое (collet-type coupling): Соединение, имеющее шлицевый цилиндрический элемент для стыковки элементов соединения.

3.1.16 узел райзера (riser joint): Секция райзера, имеющая концы, соответствующие муфте и ниппелю, обычно включающие линию дросселирования, линию глушения и вспомогательную линию.

3.1.17 устройства для поддержания плавучести (buoyancy): Дополнительные устройства к секциям райзера для снижения их массы при погружении в жидкость.