ОСТ 91500.07.0001-2002
Приложение
к приказу Минздрава России
от 14.10.2002 N 313
САЛОНЫ
автомобилей скорой медицинской помощи и их оснащение. Общие технические требования
Стандарт устанавливает требования к салонам и их оснащению в автомобилях скорой медицинской помощи, организованным в кузовах цельнометаллического или модульного исполнения, установленных на автомобильных шасси и реализуемых для потребления на территории Российской Федерации.
Настоящий стандарт распространяется на салоны и их оснащение в автомобилях скорой медицинской помощи, предназначенных для перевозки, интенсивной терапии и мониторинга состояния больных (пострадавших) в процессе перевозки.
Стандарт не распространяется на салоны и их оснащение в автомобилях скорой медицинской помощи, предназначенных для перевозки недоношенных детей и оказания скорой узкоспециализированной медицинской помощи.
Отраслевой стандарт "Салоны автомобилей скорой медицинской помощи и их оснащение. Общие технические требования" разработан с целью регламентации единых технических требований, предъявляемых к салону и его оснащению с учетом назначения автомобиля скорой медицинской помощи.
ОСТ "Салоны автомобилей скорой медицинской помощи и их оснащение. Общие технические требования" разработан для решения следующих задач:
- Стандартизация технических требований, предъявляемых к салонам и их оснащению в соответствии с назначением автомобиля скорой медицинской помощи.
- Обеспечение качества оказываемой скорой медицинской помощи больным и пострадавшим.
- Оценка эксплуатационных качеств салона и его оснащения в ходе проведения приемочных испытаний автомобиля скорой медицинской помощи в процессе постановки его на производство.
3.1. Основные параметры и размеры по типам автомобилей скорой медицинской помощи представлены в приложении А.
3.2. В автомобилях скорой медицинской помощи типа А установка носилок или тележки медицинской и двух сидений конструктивно должны обеспечивать проход медицинского персонала вдоль длины носилок (тележки медицинской) хотя бы с одной стороны с шириной рабочей зоны не менее 240 мм.
3.3. В автомобилях скорой медицинской помощи типов В, С должна быть обеспечена возможность работы персонала со стороны головного конца носилок (тележки медицинской) с рабочей зоной не менее 750 мм, возможность доступа медицинского персонала к пациенту для медицинских манипуляций слева и справа вдоль носилок с рабочей зоной шириной не менее 240 мм.
Общие технические требования распространяются на салоны всех типов автомобилей скорой медицинской помощи, под которыми понимают автотранспортные средства, специально оборудованные и оснащенные медицинскими изделиями, предназначенные для перевозки больных и пострадавших в сопровождении медицинского персонала, оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе в салоне автомобиля скорой медицинской помощи и на месте происшествия.
По назначению, с учетом конструктивного исполнения салона и его оснащения, автомобили скорой медицинской помощи разделяются по типам:
тип А - автомобиль скорой медицинской помощи, предназначенный для перевозки больных (пострадавших), не нуждающихся в экстренной медицинской помощи;
тип В - автомобиль скорой медицинской помощи, предназначенный для перевозки больных и пострадавших, мониторинга и оказания экстренной медицинской помощи;
тип С - автомобиль скорой медицинской помощи, предназначенный для реанимации, интенсивной терапии, мониторинга и перевозки больных и пострадавших.
Дополнительные требования к конкретным типам автомобилей скорой медицинской помощи указаны в пунктах разделов.
Салон медицинского автомобиля, организованный внутри кузова цельнометаллического или модульного исполнения, оснащенный медицинским специальным оборудованием в соответствии с назначением автомобиля скорой медицинской помощи (далее - салон), должен изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на автомобили скорой медицинской помощи конкретного назначения по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
4.1. Конструктивные требования к салону.
Основными конструктивными элементами салона являются: двери, окна, потолок, потолочный люк, пол, боковые панели.
4.1.1. Требования к дверям салона.
4.1.1.1. Салон должен быть снабжен задними и боковыми дверями.
4.1.1.2. Задняя распашная дверь должна состоять из двух створок, открывающихся на угол 90° и 150°, с надежной фиксацией установленных положений.
4.1.1.3. Задняя поднимающаяся дверь должна открываться вверх до уровня не ниже верхнего края проема двери с надежной фиксацией на высоте не менее 1800 мм от уровня земли.
4.1.1.4. Боковая дверь салона должна иметь окно и может быть распашной или сдвижной. Дверь должна иметь стопорное устройство, фиксирующее ее в открытом и закрытом положениях.
4.1.1.5. Усилие открывания (закрывания) дверей должно быть не более 120 Н (12 кг/с).
4.1.1.6. Конструкция дверей должна обеспечить их плотное прилегание к резиновым уплотнителям, исключающее возможность попадания влаги в салон, без перекосов по всему периметру.
4.1.1.7. Проемы дверей должны иметь подножки, выдерживающие нагрузки не менее 200 кг/с.
Подножки должны иметь рифленую поверхность.
Высота подножки бокового проема двери от уровня земли должна быть не менее 250 мм. Подножка проема задней двери обязательна при погрузочной высоте салона более 400 мм.
4.1.2. Требования к окнам салона.
4.1.2.1. Окна в салоне могут размещаться на задней и боковой двери, на левой и правой боковой панели и в перегородке между салоном и кабиной водителя.
4.1.2.2. Окна в дверях салона и на боковых панелях должны быть матированы или тонированы на 2/3 высоты.
4.1.2.3. Раздвижные стекла в окнах должны плотно прилегать к уплотнителям, легко и удобно смещаться, исключая возможность попадания влаги в салон. При отсутствии кондиционера в салоне хотя бы одно окно должно быть раздвижным.
4.1.2.4. В перегородке между салоном и кабиной водителя должно быть раздвижное окно, обеспечивающее визуальный контакт и возможность непосредственного общения с водителем.
4.1.2.5. При наличии прохода между салоном и кабиной водителя проход должен закрываться дверью с раздвижным окном. Дверь должна иметь запорное устройство со стороны кабины водителя.
4.1.3. Требования к потолку и потолочному люку.
4.1.3.1. Потолок должен быть дополнительно термоизолирован, оснащен леером, инфузиомным блоком, светильниками.
4.1.3.2. Потолочный люк должен обеспечивать естественное освещение, вентиляцию салона.
4.1.3.3. Потолочный люк должен обеспечивать возможность аварийного выхода из салона в условиях дорожно-транспортного происшествия.
4.1.3.4. Запорные и фиксирующие устройства люка должны обеспечивать открытие крышки люка с наклоном вперед, назад, полное открытие снаружи в аварийных ситуациях и фиксацию в промежуточных положениях.
4.1.3.5. Крышка люка должна плотно прилегать к уплотнителям в закрытом положении, исключающем возможность попадания влаги в салон.
4.1.3.6. Открытие и закрытие крышки люка должно быть плавным, без заеданий.
4.1.3.7. Усилие открытия (закрытия) крышки люка должно быть не более 120 Н (12 кг/с).
4.1.4. Требования к полу.
4.1.4.1. Пол в салоне должен быть ровным, с тщательной заделкой герметиком сочленений, исключающих наличие труднодоступных для мытья мест.
4.1.4.2. Пол должен иметь дополнительную термоизоляцию, обеспечивающую поддержание температуры воздуха в салоне в соответствии с п.4.3.1.
4.1.5. Требования к панелям.
4.1.5.1. Боковые панели должны быть гладкими. Отслоение и провисание обшивок панелей от заполнителя и выступание головок заклепочных швов за поверхность панелей не допускается.
4.1.5.2. Допускается выступание специальных накладок, предназначенных для крепления обивок, не более 5 мм.
4.1.5.3. Панели должны иметь дополнительную термоизоляцию.
4.1.5.4. К местам стандартного размещения электрических приборов и наркозно-дыхательной аппаратуры должны быть проложены электрический кабель и газовые трубопроводы от 10-литровых баллонов с кислородом для автомобилей скорой медицинской помощи типов В и С.
4.2. Требования к электропитанию салона.
4.2.1. Электропитание салона должно осуществляться от:
4.2.1.1. Бортовой электросети базового шасси в соответствии с установленными требованиями.
4.2.1.2. Дополнительной аккумуляторной батареи для автомобилей скорой медицинской помощи типов В и С с обеспечением пуска двигателя только от основной батареи.
4.2.1.3. Салон должен быть оснащен системой, обеспечивающей возможность подзарядки в автоматическом режиме аккумуляторных батарей автомобиля и питание специальных потребителей от внешней электрической сети 220 В, 50 Гц на период стоянки автомобиля.
4.2.1.4. Во время движения (при работающем двигателе) аккумулятор должен иметь подзарядку от бортового устройства (генератора).
4.2.1.5. В соответствии с оснащением автомобиля скорой медицинской помощи в салоне должно быть необходимое количество электрических розеток.
4.2.1.6. Электромонтаж медицинской техники и специального оборудования должен соответствовать установленным требованиям и согласован с заводом - изготовителем шасси автомобилей скорой медицинской помощи.
Согласованию подлежат: схема электрооборудования; расчет баланса электроэнергии по установленным требованиям; точки подключения к электросети базового шасси.
4.3. Требования к системам отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха в салоне.
4.3.1. Температура воздуха в салоне должна быть: