Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 37120-2015 Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 город (city): Городское сообщество, находящееся в конкретных административных границах, которое обычно именуется "город", "муниципальное образование" или "муниципалитет".

3.2

показатель (indicator): Количественный, качественный или дескриптивный критерий.

Примечание - Показатели в данном стандарте делятся на:

a) основные показатели: показатели, которые должны использоваться для демонстрации эффективности оказания городских услуг и качества жизни;

b) вспомогательные показатели: показатели, которые рекомендуется использовать для демонстрации эффективности оказания городских услуг и качества жизни;

c) профильные показатели: показатели, которые представляют собой статистические данные и исходные сведения, помогающие городам определить то, какие города представляют интерес с точки зрения равнозначного сопоставления. Профильные показатели используются для справки.


[ИСО 15392:2008, статья 3.14]

3.3 обучение по очной форме (full-time enrolment): Форма обучения в учебном заведении, подразумевающая присутствие учащегося на всех занятиях в каждый учебный день недели на протяжении всего учебного года.

3.4 стихийное бедствие (natural disaster): Природное явление, такое как наводнение, землетрясение или ураган, которое приводит к причинению серьезного вреда или к потере жизни.

3.5 обучение по очно-заочной форме (part-time enrolment): Форма обучения в учебном заведении, подразумевающая присутствие учащегося как минимум на половине занятий в каждый день недели на протяжении всего учебного года, или эквивалентная величина, вычисленная за неделю.

Пример - Учащийся считается обучающимся по очно-заочной форме, если он присутствует на половине занятий в каждый день недели, но не считается таковым, если он присутствует только на 0,25 занятий в день.

3.6 начальное образование (primary education): Образование, которое считается первым этапом "общеобразовательной подготовки".

Примечание - Начальное образование, как правило, охватывает шесть лет обучения на очной форме, причем установленный законом возраст поступления обычно должен быть не менее 5 лет и не более 7 лет. Получение начального образования, как правило, завершается в возрасте 10-12 лет. Начальное образование получается детьми в возрасте от 5 до 12 лет и предполагает обучение с 1-го по 5-й или 6-й класс в зависимости от местной системы образования.

3.7 среднее образование (secondary education): Образование, которое считается вторым этапом общеобразовательной подготовки; получение этого образования означает окончание программы обязательного обучения в тех местностях, где система обязательного обучения существует.

Примечание - Учащиеся, как правило, начинают этот этап обучения в возрасте от 10 до 13 лет (чаще всего - в 12 лет). Среднее образование, как правило, получается по истечении 12 или 13 лет после начала программы начального образования (приблизительно по достижении учащимся возраста 18 лет); однако в зависимости от системы срок окончания может составлять от 11 до 14 лет после начала обучения в начальной школе (по достижении учащимся возраста от 17 до 20 лет). Среднее образование предполагает обучение с 6-го (или 7-го) класса до 12-го класса в зависимости от местной системы образования.

3.8 высшее образование (tertiary education): Образование, получаемое в университетах и других высших учебных заведениях по получении среднего образования.

3.9

опасные отходы (hazardous waste): Отходы, которые представляют собой потенциальную опасность для людей, имущества или окружающей среды.

[ИСО 18113-1:2009, статья 3.22]

3.10 твердые отходы (solid waste): Нерастворимые утилизированные твердые материалы, включая канализационные осадки, коммунально-бытовой мусор, промышленные отходы, сельскохозяйственные отходы, строительный мусор и шлам.

3.11 сосудистые растения (трахеофиты) (vascular plants (tracheophytes)): Растения, имеющие внутреннюю систему переноса воды и питательных веществ.