РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ И НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ НА ПЕРЕХОДАХ ЧЕРЕЗ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ, ЖЕЛЕЗНЫЕ И АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ I-IV КАТЕГОРИЙ*
________________
* Опубликовано на официальном сайте Ростехнадзора (www.gosnadzor.ru). (Прим. изд.)
1. Настоящее Руководство по безопасности "Рекомендации по ремонту магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на переходах через водные преграды, железные и автомобильные дороги I-IV категорий" (далее - Руководство по безопасности) разработано в целях содействия соблюдению требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов", утвержденных приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. N 520 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., регистрационный N 30605; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2014, N 1).
2. Настоящее Руководство по безопасности распространяется на переходы магистральных нефтепроводов (далее - МН) и нефтепродуктопроводов (далее - МНПП) через водные преграды шириной 10 м и более и глубиной 1,5 м и более в межень или шириной по зеркалу воды в межень 25 м и более независимо от глубины, а также на переходы МН и МНПП через железные и автомобильные дороги I-IV категорий, выполненные в защитном кожухе (футляре).
3. Настоящее Руководство по безопасности не распространяется на переходы МН и МНПП и сооружения через водные преграды шириной более 10 км (моря, лиманы, озера), устьевые участки рек в зоне приливно-отливного течения, на переходы МН и МНПП через малые водные преграды шириной в межень по зеркалу воды менее 25 м и глубиной менее 1,5 м или шириной по зеркалу воды в межень менее 10 м независимо от глубины.
4. Организации, осуществляющие проектирование и выполняющие работы по капитальному ремонту и ремонтные работы на переходах МН и МНПП через водные преграды, железные, автомобильные дороги I-IV категорий (далее - переходы), могут использовать иные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве по безопасности.
5. Используемые в настоящем Руководстве по безопасности термины и определения приведены в приложении N 1 к настоящему Руководству по безопасности.
Порядок планирования ремонта и организационно-техническая подготовка ремонта
6. Все виды работ по подготовке и проведению ремонта переходов осуществляются в соответствии с документацией, нормативными и техническими документами.
7. При выполнении капитального ремонта и ремонтных работ (далее - ремонт) переходов оформляется исполнительная документация в соответствии с Требованиями к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требованиями, предъявляемыми к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД 11-02-2006), утвержденными приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1128 (зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2007 г., регистрационный N 9050) и ВСН 012-88 "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ. Часть II. Формы документации и правила ее оформления в процессе сдачи-приемки"*, утвержденные приказами Миннефтегазстроя СССР от 27 декабря 1988 г. N 375, Мингазпрома СССР от 19 мая 1989 г. N 93-ОРГ, Миннефтепрома СССР от 16 мая 1989 г. N 239.
________________
* В ОАО "Газпром" утратили силу в части разделов 2 и 3, форм N 2.9, 2.10 в связи с введением в действие с 22.02.2007 СТО Газпром 2-2.4-083-2006**, утвержденного распоряжением ОАО "Газпром" от 30.10.2006 N 310. (Примеч. изд.)
** Документ не приводится, здесь и далее по тексту. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
8. При планировании ремонта переходов эксплуатирующей организацией на основании результатов диагностирования и оценки технического состояния составляются годовые планы проведения ремонта переходов (отдельно или в составе комплексных программ).
9. Ремонту переходов предшествует подготовительный период, включающий организационно-технические мероприятия и подготовительные работы.
10. Организационно-технические мероприятия могут включать:
подготовку, согласование и утверждение задания на проведение инженерных изысканий и задания на проектирование ремонта перехода;
выполнение инженерных изысканий для проектирования ремонта перехода;
разработку, экспертизу и утверждение документации, разработку рабочей документации на ремонт перехода;
оформление документов по отводу земель;
передачу рабочей документации на ремонт переходов структурному подразделению эксплуатирующей организации или привлекаемой подрядной организации, с которой заключен договор на выполнение ремонта;
получение решения о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации;
получение технических условий от бассейновых управлений водных путей (для судоходных рек);
разработку раздела "Мероприятия по охране окружающей среды";
получение технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, использование которых необходимо для осуществления работ по ремонту перехода;
подготовку, согласование с заказчиком и утверждение проекта производства работ (далее - ППР) на ремонт перехода (при использовании в процессе ремонта грузоподъемных механизмов предусматривается разработка проекта производства работ с грузоподъемными механизмами (далее - ППРк);
согласование ППР (ППРк) с владельцами пересекаемых высоковольтных линий;
передачу заказчиком перехода в натуре специализированной подрядной организации с оформлением акта на закрепление трассы (площадки) и акта передачи, которая осуществляется с участием представителей заинтересованных организаций;
оформление общего и специальных журналов ведения работ по ремонту в соответствии с Порядком ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (РД 11-05-2007), утвержденным приказом Ростехнадзора от 12 января 2007 г. N 7 (зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2007 г., регистрационный N 9051);
оформление эксплуатирующей организацией совместно с представителями специализированной подрядной организации и организации, эксплуатирующей сети инженерно-технического обеспечения на участке производства работ по ремонту, акта-допуска в соответствии с приложением В строительных норм и правил СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования", утвержденных постановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. N 80 (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2001 г., регистрационный N 2862), в которых указываются мероприятия по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, обеспечивающие безопасность проведения работ;
оформление эксплуатирующей организацией разрешения на производство работ в охранной зоне МН и МНПП.
11. Подготовительные работы при ремонте переходов выполняются после оформления в установленном порядке отвода земель. Ширина полосы земель, отводимых на время ремонта переходов, определяется в документации на выполнение работ в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29 апреля 1992 г. и постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9.
12. Подготовительные работы могут включать:
расчистку полосы отведенной земли от леса, кустарника, пней, валунов;
демонтаж и перенос существующих сооружений;
оборудование пунктов погрузки и выгрузки;
перебазирование ремонтной бригады к месту проведения работ;
организацию пунктов хранения горюче-смазочных материалов;
строительство временных складов для хранения материалов и оборудования;
размещение и обустройство полевого городка;
осуществление мероприятий по временному электроснабжению места производства работ, полевого городка;
устройство подъездных путей;
оборудование пунктов технического обслуживания машин и механизмов;
организацию связи;
создание водомерных постов вне зоны производства работ по ремонту подводного перехода (далее - ПП) с привязкой водомерного поста к высотной съемке трассы трубопровода и государственной геодезической сети;
устройство или восстановление земляных обвалований, котлованов для приема нефти или нефтепродукта из ремонтируемого участка перехода, а также насыпей, дамб, водоотводных каналов для улавливания пленки нефти или нефтепродукта;
выполнение мероприятий, предусмотренных в технических условиях и документации.
13. Перед началом ремонтных работ оповещаются местные органы исполнительной власти о сроках проведения работ по ремонту, а также организации, чьи интересы могут быть затронуты при производстве ремонтных работ.
Проектная и рабочая документация/документация
14. Состав и требования к документации на ремонт переходов регламентируются в объеме, определенном в техническом задании. Состав и требования к документации на реконструкцию переходов регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
15. Документация разрабатывается на основе утвержденного главным инженером задания на проектирование.
16. Задание на проектирование объекта, выдаваемое проектной организации, может содержать следующие приложения:
технические условия на проведение ремонта;
исходные данные для разработки раздела документации "Проект организации строительства";
исходные материалы для составления смет;
данные о техническом состоянии перехода (из отчета о внутритрубном диагностировании или отчета о результатах акустико-эмиссионного контроля и (или) других методов неразрушающего контроля и технической диагностики);
исполнительную документацию на выполненные ранее ремонты;
материалы инженерных изысканий участка МН (МНПП), материалы последнего обследования перехода, срок давности которых не превышает 2 года (план, продольный профиль перехода, гидрологическую характеристику водотока и климатическую характеристику района);
ранее разработанную документацию и рабочую документацию;
паспорта на ПП МН (МНПП) - для переходов через водные преграды, паспорта на линейную часть МН (МНПП) - для переходов через автомобильные и железные дороги;
технические условия на пересечения с сетями инженерно-технического обеспечения и сооружениями, технические условия регионального производственно-технологического узла связи;
технические условия бассейнового управления водных путей (для судоходных рек);
копии договоров (или иных документов) об использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления, образующихся в процессе производства работ;
схему опорожнения участка от нефти (нефтепродуктов) с указанием основных этапов работ по откачке (только для ремонта дефектных участков методом вырезки);
транспортную схему;
схему организации связи на период ремонта;
план и профиль ПП, исполненные в соответствии со сводом правил "СП 47.13330.2012. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96", утвержденным приказом Госстроя России от 10 декабря 2012 г. N 83/ГС, и сводом правил "СП 11-104-97. Инженерно-геодезические изыскания для строительства", одобренным письмом Госстроя России от 14 октября 1997 г. N 9-4/116.
Профиль перехода ориентируется слева направо по ходу нефти (нефтепродуктов).
На профиле наносятся выявленные дефекты, оголения, провисы и участки с недостаточным заглублением трубопровода с указанием координат, даты проведения обследования и сведения об организации - исполнителе работ.
На плане и профиле ПП в целях проектирования приводится достаточный объем данных инженерных изысканий.
На профиле указываются:
информация о привязке начального пикетного значения;
номер репера (пункта закрепления) для привязки уровня воды;
геологический разрез (при наличии);
профиль предельного размыва русла с указанием даты, когда он был построен;
линии дна последнего обследования (и всех имеющихся в наличии предыдущих обследований), с указанием даты обследования и исполнителя;
уровни 10% и 1% обеспеченности.
На плане указываются оси сетей инженерно-технического обеспечения, находящихся в одном коридоре и пересекающих МН (МНПП), водомерный пост, гидроствор, морфоствор, реперы, маркеры.
17. В документации метод устранения провисов, оголений или недозаглублений трубопровода принимается с учетом гидрологических характеристик водотока (размывающие скорости потока, скорости и направления потока в меженный и паводковый периоды, особенности русловых процессов).