7.2.1 Для обеспечения надежности и безопасности тоннеля необходимо соблюдать условие невозможности превышения в его конструкциях предельных состояний при действии наиболее неблагоприятных сочетаний расчетных нагрузок в течение проектного срока службы.
7.2.2 Для обеспечения безопасности конструкций тоннеля принятые проектные и конструктивные решения должны быть обоснованы результатами расчета по предельным состояниям, а также, при необходимости, данными экспериментальных исследований, в результате которых устанавливаются основные параметры конструкций тоннеля, их несущая способность и воспринимаемые ими нагрузки.
7.2.3 Для тоннелей, при проектировании которых использованы не апробированные ранее в государстве конструктивные решения или для которых не существует надежных методов расчета, необходимо использовать данные экспериментальных исследований на моделях или натурных конструкциях.
7.2.4 Конструкции тоннелей следует рассчитывать по методу предельных состояний. В соответствии с ГОСТ 27751 предельные состояния следует подразделять на две группы:
- первая группа - характеризуется невозможностью эксплуатации конструкций тоннеля или утратой несущей способности сооружения в целом;
- вторая группа - характеризуется усложнением (препятствием) для нормальной эксплуатации сооружения, уменьшением проектной долговечности.
7.2.5 Предельное состояние первой группы или аварийное разрушение:
- потеря несущей способности грунтов основания;
- потеря несущей способности конструкции;
- потеря прочности;
- потеря устойчивости формы;
- потеря устойчивости положения (опрокидывание, скольжение и т.п.);
- потеря выносливости.
7.2.6 Предельное состояние второй группы, усложнение или невозможность нормальной эксплуатации:
- чрезмерные деформации;
- образование трещин или достижение трещинами предельно допустимой ширины раскрытия;
- недопустимые колебания конструкций при воздействии кратковременных нагрузок согласно 7.3.4;
- другие явления, при которых возникает необходимость временного ограничения нормальной эксплуатации сооружения (например, разрушение элементов дорожного полотна, появление усталостных трещин и т.д.).