Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33152-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация тоннелей

     

     4.1 Показатели тоннелей

4.1.1 Тоннели различают по общим показателям, показателям конструктивного исполнения и техническим показателям.

В группу общих показателей входят: расположение по отношению к рельефу земной поверхности; сейсмичность района строительства; глубина заложения; способ строительства; схема организации дорожного движения.

В группу показателей конструктивного исполнения входят: количество ярусов и пролетов; форма поперечного сечения; вид обделки и въезда-выезда.

В группу технических показателей входят: размеры поперечного сечения; длина; продольный профиль; профиль в плане; общее число полос; ширина полосы движения.

4.1.2 В зависимости от расположения по отношению к рельефу тоннели подразделяют на горные, подводные и равнинные.

4.1.3 Горные тоннели в зависимости от высоты пересечения подразделяют на вершинные, промежуточные и базисные.

4.1.4 Подводные тоннели в зависимости от расположения относительно дна водотока могут быть целиком заглубленные в грунтовый массив, тоннели на дамбах или отдельных опорах и "плавающие" тоннели с анкерным креплением тросовых оттяжек в русловое ложе.

4.1.5 В зависимости от сейсмичности района строительства тоннели разделяют на тоннели вне зоны или в зоне сейсмических или иных опасных воздействий: сейсмичностью 7; 8; 9 и 10 баллов.

4.1.6 В зависимости от глубины заложения тоннели подразделяют на мелкого заложения и глубокого заложения.

4.1.7 В зависимости от способа строительства: закрытым способом, открытым способом и специальным способом.

4.1.7.1 Открытые способы применяют при строительстве тоннелей мелкого заложения. Предусматривают возведение подземных конструкций в предварительно вскрытых с поверхности земли котлованах или с сооружением стен в траншеях.

4.1.7.2 Закрытые способы, без вскрытия поверхности земли, применяют для строительства тоннелей как мелкого, так и глубокого заложения. Разновидности: горный, щитовой и способ продавливания. Тоннели глубокого заложения строят преимущественно горным и щитовым способами, тоннели мелкого заложения - щитовым и способом продавливания.

4.1.7.3 Специальные способы работ, выполняемые в сложных инженерно-геологических условиях, предусматривают использование искусственного водопонижения, замораживания или химического закрепления неустойчивых пород. К специальным способам также относятся способы опускных секций и тоннелей-кессонов.

4.1.8 В зависимости от схемы организации дорожного движения тоннели подразделяют на тоннели с односторонним и двухсторонним движением.

4.1.9 В зависимости от количества ярусов тоннели подразделяют на одно-, двух- и многоярусные.

4.1.10 В зависимости от количества пролетов тоннели подразделяют на одно-, двух- и многопролетные.

4.1.11 В зависимости от формы поперечного сечения различают тоннели сводчатого, кругового, эллиптического (или овального) и прямоугольного очертания.

4.1.12 В зависимости от вида обделки различают тоннели с монолитной бетонной, монолитной железобетонной, сборной железобетонной, сталебетонной композитной, тюбинговой, блочной, набрызг-бетонной, анкерной, решетчатой арочной, комбинированной обделками и без обделки.

4.1.13 В зависимости от вида укрепления и оформления входной части различают тоннели с порталом, оголовком и рампой.

4.1.14 В зависимости от длины тоннели разделяют на длинные и короткие.

4.1.15 В зависимости от размеров поперечного сечения тоннели разделяют на тоннели малого сечения (до 20 м включительно), среднего (от 20 до 50 м включительно), большого (свыше 50 м).

4.1.16 В зависимости от очертания продольного профиля тоннели подразделяют на тоннели с односкатным профилем, двускатным выпуклым (горные тоннели) и двускатным вогнутым (подводные и равнинные тоннели).

4.1.17 В зависимости от очертания профиля в плане тоннели различают на тоннель на прямой и криволинейной в плане трассе.

Горные тоннели в зависимости от способа развития трассы разделяют на спиральные тоннели - при угле поворота кривой 360°; петлевые тоннели - с углом поворота кривой более 180°; мысовые тоннели - на кривых до 180°; перевальные тоннели - на прямых участках.

4.1.18 В зависимости от числа полос движения различают тоннели для двух-, трех-, четырех-, шести- и восьмиполосного движения.

4.1.19 В зависимости от ширины полосы движения различают тоннели с шириной полосы 3; 3,5; 3,75 м.

Основные показатели тоннелей и их разновидности определяются в соответствии с приложением А.