Действующий

ГОСТ 33152-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация тоннелей

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автодорожный тоннель: Подземное (или подводное) инженерное (искусственное) сооружение для пропуска транспортных средств в местах пересечения автомобильной дороги с естественным или искусственным препятствием.

3.2 глубина заложения тоннеля: Расстояние, измеряемое от уровня земной или водной поверхности до верха тоннеля.

3.3 горный тоннель: Подземное инженерное (искусственное) сооружение для пропуска транспортных средств в местах пересечения автомобильной дороги с высотным препятствием.

3.4 длина тоннеля: Расстояние между наружными гранями въездных и выездных порталов или оголовков, отсчитываемое вдоль оси тоннеля.

3.5 длинный тоннель: Тоннель, который имеет длину более 300 м.

3.6 закрытый способ строительства: Строительство тоннеля без вскрытия поверхности земли.

3.7 зона безопасности: Отделенное противопожарными преградами помещение (отсек) в объеме тоннеля или притоннельное сооружение, приспособленное для временного пребывания людей во время пожара в транспортной зоне или другой части тоннеля.

3.8 короткий тоннель: Тоннель, который имеет длину до 300 м.

3.9 обделка: Постоянная несущая конструкция, воспринимающая внешние нагрузки, ограждающая тоннель и образующая его внутреннюю поверхность.

3.10 оголовок тоннеля: Архитектурно оформленная конструкция входной части тоннеля, состоящая из усиленного звена тоннельной обделки и обеспечивающая устойчивость лобового откоса.

3.11 открытый способ строительства: Строительство тоннеля со вскрытием поверхности земли.

3.12 подводный тоннель: Подводное инженерное (искусственное) сооружение для пропуска транспортных средств в местах пересечения автомобильной дороги с водным препятствием.

3.13 портал тоннеля: Архитектурно оформленная конструкция входной части тоннеля, состоящая из усиленного звена тоннельной обделки и подпорных стен и обеспечивающая устойчивость лобового и боковых откосов и отвод воды.

3.14 притоннельное сооружение: Подземное или наземное сооружение, в котором расположены технологические или эксплуатационные устройства, предназначенные для функционирования систем жизнеобеспечения тоннеля и примыкающие к основному тоннелю, или расположенное на припортальных площадках и технологически связанное с тоннелем.

3.15 проезжая часть тоннеля: Конструктивный элемент тоннеля, предназначенный для движения транспортных средств.

3.16 равнинный тоннель: Подземное инженерное (искусственное) сооружение для пропуска транспортных средств в местах пересечения автомобильной дороги с искусственным препятствием.

3.17 рампа: Заглубленный ниже уровня поверхности земли съезд или выезд автотранспортных средств, которые расположены на припортальных участках тоннеля неглубокого заложения.

3.18 сервисный тоннель: Тоннель, располагаемый, как правило, параллельно основному тоннелю и предназначенный для его обслуживания (прокладки коммуникаций, подачи или удаления воздуха, устройства эвакуационных выходов и т.п.).

3.19 специальный способ строительства: Способ строительства тоннеля, при котором до начала строительных работ выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающих предварительную подготовку пород (грунтов) или обделки.

3.20 тоннель глубокого заложения: Тоннель с глубиной заложения более 15 м.

3.21 тоннель мелкого заложения: Тоннель с глубиной заложения до 15 м включительно.

3.22 транспортная зона: Основная часть объема тоннеля, заключенная между наружными гранями въездных и выездных порталов или оголовков, с расположенными в ней проезжей частью, другими элементами строительных конструкций, а также с эксплуатационным оборудованием, необходимым для использования тоннеля в качестве транспортного сооружения.